Использование нейростимуляции в устранении нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Звукопроизношение является одним из показателей качества речи. Правильное звукопроизношение необходимо ребенку для уверенного общения, овладения чтением, письмом и обучения в целом. Большинство детей овладевают нормативным произношением звуков в дошкольном возрасте и без специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей.
Овладение звукопроизношением осуществляется в соответствии с определенной системой языка, которая строится на основе понимания и фонемного распознавания экспрессивной речи. Нарушения произношения негативно влияют на становление всех языковых компонентов речи.
Наиболее распространенным нарушением среди детей дошкольного возраста является стертая дизартрия, которая относится к группе органических нарушений.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ РАССМОТРЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ УСТРАНЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕЙРОСТИМУЛЯЦИИ 1.1. Характер нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией… 6
1.2. Нейростимуляция и ее использование в логопедической работе по устранению нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией … 13
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕЙРОСТИМУЛЯЦИИ 2.1. Выявление нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией…………………...... 22
2.2. Логопедическая работа по устранению нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией с использованием нейростимуляции ……………. 25
2.3. Анализ результатов исследования...................................................... 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ... 38
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………… 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина – Москва: Педагогическое общество России, 2007. - 226 с. – ISBN 09-02-19810806-1979. - Текст : непосредственный.
Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учебное пособие для вузов / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - 3-е изд. – Москва : Академия, 2000. - 400 с. – ISBN 978-5-16-011528-3. – Текст : непосредственный.
Анохин, П.К. Принципиальные вопросы обшей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций / П.К. Анохин. – Москва, 2003. - 376 с. - ISBN 978-5-9989-0384-7.– Текст : непосредственный.
Архипова, Е.Ф. Коррекционно - логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. – Москва: АСТ: Астрель, 2008. – ISBN 978-5-17-052722-9. – Текст : непосредственный.
Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / Е.Ф. Архипова. – Москва : АСТ, 2006. – 319 с. – ISBN 5-17-038373-8. – Текст : непосредственный.
Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – Москва : ВЛАДОС, 2009. – 287 с. – ISBN 978-5-691-01781-0. – Текст : непосредственный.
Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е. Н. Винарская. - Москва : Просвещение, 2005. -165 с. Р – ISBN 978-5-9710-7258-4. – Текст : непосредственный.
Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – Москва : Лабиринт, 2007. - 110 с. – ISBN 978-5-4454-0723-2. – Текст : непосредственный.
Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – Москва : Детство-пресс, 2010. - 480 с. – ISBN: 978-5-89814-379-4. – Текст : непосредственный.
Гвоздев, А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка// Возрастная психолингвистика : хрестоматия / А. Н. Гвоздев, К. Ф. Седов. - Москва : Лабиринт, 2004. - С. 79-112. – Текст : непосредственный.
На этом этапе предполагается формирование и коррекция фонематических процессов, обогащение и активизация словарного запаса и формирование грамматического строя речи.
Пятый этап - подготовка детей к обучению в школе. На этом этапе предусматривается работа по развитию как речевых компонентов, так и неречевых, а также готовится психологическая база для подготовки детей к школьному обучению. Все это будет способствовать профилактике дисграфических ошибок.
Однако, осуществляя работу с детьми со стертой дизартрией необходимо учитывать структуру данного нарушения, а именно органическую основу центрального генеза. Следовательно, в работе необходимо использовать средства, которые бы осуществляли воздействие на корковые зоны центрального отдела речевого аппарата, и тем самым устраняли бы органическую основу дефекта.