Арт-терапия как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ограничеснныим возможностями здоровья

Скачать диплом с рассмотрением изучить возможность развития мелкой моторики пальцев рук у детей с ОВЗ посредством арттерпии
Author image
Askar
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
10.09.2024
Объем файла
163 Кб
Количество страниц
59
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1680 руб.
2100 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) является актуальной в современном мире.
Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ оказывает положительное воздействие на работу речевых зон головного мозга.
Благодаря этому формируется зрительно-двигательная координация пальцев рук, развивается речевая деятельность и графические навыки.
Зарубежные и отечественные психологи и педагоги отмечали зависимость между речью и мелкой моторикой. В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, М.М. Кольцова исследовали особенности развития мелкой моторики рук у дошкольников с ОВЗ.
Ученые заметили, что у детей с ОВЗ снижен уровень развития координации движений пальцев рук. В пальцах каждой руки ребенка находится большое количество рецепторов, которые посылают импульсы в центры мозга, контролирующие речевое развитие и согласованность движений пальцев рук.
 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ АРТТЕРАПИИ………………………………………………
1.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ………..
1.2 Анализ психолого-педагогических исследований проблемы развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста с ОВЗ (с общим недоразвитием речи)……………………………………………………………….
1.3 Артпедагогика и арттерапия по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОВЗ……………………………………………………..
1.4 Пластилинография как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи………………………
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ)…………………
2.1 Методы исследования мелкой моторики рук у детей с ОВЗ………………..
2.2 Анализ и обработка результатов исследования……………………………..
2.3 Содержание и организация работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством пластилинографии…………………………………………………….
2.4 Динамика развития у детей с общим недоразвитием речи мелкой моторики пальцев рук………………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. М.: ТЦ Сфера, 2016. - 76 с
2. Выготский, Л.С. Основные проблемы дефектологии // Том 5 из собрания сочинений в шести томах / Л.С. Выготский. – Москва: Педагогика, 1982. – 368с.
3. Варенова, Т.В. Ранняя коррекционная помощь детям с двигательными нарушениями / Т.В. Варенова // Коррекционно-педагогическая работа с детьми до трех лет с особенностями психофизического развития: пособие для педагогов-дефектологов / Е.А. Винникова [и др.]; под ред. М.В. Былино, Ю.Н. Кисляковой. Минск, 2009. - С. 11-39.
4. Горфункель, З.И. Роль зрительных представлений формировании элементарных навыков письма. М.: Просвещение, 2019. - 125с.
5. Гурьянов, Е.В. Психология обучения письму. Формирование грамматических навыков письма. М.: Просвещение, 2019. - 189 с.
6. Демиденко, О.П. Артпедагогика и арттерапия в образовании детей с ОВЗ: учебное пособие (курс лекций) / О.П. Демиденко, М.М. Панасенкова. - Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2019. - 126 c. - Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/99409.html (дата обращения: 02.04.2022). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.
7. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова. - Балашов: Николаев, 2002. - 80 с.
8. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Просвещение, 2014. - 112с.
9. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. М.: Академия, 2014. - 320 с.
10. Квач, Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет. М.: ВЛАДОС, 2017. - 173с.
11. Комарова, Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М.: Просвещение, 2019. - 158 с.
12. Колесникова, Г.И. Психокоррекция нарушений развития: учеб. пособие для студентов вузов / Колесникова Галина Ивановна. -Ростов н/ Д: Феникс, 2009. - 347 с.
 

Так в раннем возрасте развитие речи рассматривается как особый предмет, которым ребенок пользуется как карандашом, ложкой [40].
Важно отметить, что развитие мелкой моторики рук необходимо рассматривать в дошкольном возрасте. Для полноценного развития правильной речи у детей старшего дошкольного возраста благоприятно влияет хорошо развитые движения пальцев и кистей рук. Так у детей рано возникают двигательные навыки для овладения письмом, навыки легкого нажима карандаша на бумаге, навыки плавного движения руки при выполнении прямых, волнистых и зигзагообразных непрерывных линий [37].
Для подготовки детей к дальнейшему обучению в школе, важное значение уделяется развитию и совершенствованию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.