Игровые технологии как фактор развития познавательной деятельности учащихся на уроках технологии
ВВЕДЕНИЕВ настоящее время актуальной является проблема развития познавательного интереса учащихся к изучаемым предметам в начальной школе. Познавательный интерес как целеполагающий мотив и движущая сила учения школьника является основой формирования ценностных ориентаций развивающейся личности. Именно познавательный интерес пробуждает в личности способность к вдохновению и творческой активности в любом виде деятельности, что подтверждается психолого-педагогическими исследованиями ученых (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, И.П.Подласый, Г.И.Щукина и другие).
Изучение проблемы формирования познавательного интереса школьников к предметам художественно – прикладного цикла, в которых личность познает мир на чувственно-эмоциональном восприятии и воспроизведении действительности, представляется для нас наиболее важным. Главенствующим предметом, формирующим творческо-эстетическую культуру, приобщающим учащихся к творчеству и ручному труду, является технология.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ 7
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Теоретические аспекты понятия «познавательный интерес» в педагогике и психологии 7
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса школьников 14
1.2. Использование игровых технологий для формирования познавательного интереса школьников 18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 24
2.1. Диагностика уровней сформированности познавательного интереса учащихся 1 класса 24
2.2. Опытно-экспериментальная работа по формированию и развитию познавательного интереса школьников на уроках технологии средствами игры 29
2.3. Итоги работы по формированию познавательного интереса 33
школьников 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАмонашвили, Ш.А. В школу с шести лет. Педагогический поиск / Ш.А.Амонашвили, И.Б.Баженова. - М.: Педагогика, 2020. – 165 с.
Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы./ Б.Г.Ананьев - СПб.: Питер,. 2020. - 254 с.
Бабанский, Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения / Ю.К.Бабанский // РБК – 2018. - №.3 — С. 19-27,47.
Божович, Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребёнка / Л.И.Божович // АПН - 2023. - №5-С. 5-8
Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б.Бондаревский - М.: Просвещение, 2020. - 145с.
Вербицкий, A.A. Формирование познавательной и профессиональной мотивации / A.A.Вербицкий, Т.А.Платонова // Высш. шк., 2023. - №2 — С.14
Волков, И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. / И.П.Волков - М.: Просвещение, 2022. – 157с.
Выготский, JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. / JI.C.Выготский // Союз - №11 - 2022.-С. 67-69
Выготский, JI.C. Психология искусства / JI.C.Выготский - М.: Современное слово, 2018. -480 с.
Выготский, Л.С. Педагогическая психология / JI.C.Выготский - М.: Педагогика, 2021. - 408 с.
Голомшток, А.Я. Анкета интересов / А.Я.Голомшток, О.Б.Мешковская //Воспитание школьников. 2022.-№1.-С. 57-60
Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса / Л.А.Гордон // Радяньска школа, 2020. - №11- С. 33
Додонов, Б.И. О сущности интересов и подходе к их исследованию / Б.И.Додонов // Педагогика. 2021. - № 9. - С. 72 - 81
Елфимова Н.Е. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и школьников / Н.Е.Елфимова - М.: Просвещение, 2021. – 58 с.
Закон федеральный от 29.12.2012 n 273-фз (ред. От 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) "Об образовании в Российской Федерации"
Занков, Л.В. Наглядность и активизация обучающихся в обучении / Л.В.Занков // Учпедгиз, 2020. - №7-С. 58
Константин Дмитриевич Ушинский подчеркивал, что «стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального аспектов в обучении. Важно серьезное занятие сделать для детей занимательным». С данной целью учителя наполняют свою деятельность приемами, которые пробуждают прямой интерес школьника. Педагоги применяют разные занимательно - познавательные приемы: сюжетно-ролевые игры, шарады, задачи на сообразительность, ребусы, мини-викторины, занимательные ситуации. В настоящее время педагогическая наука владеет большими запасами, использование которых в практической деятельности способствует успешному решению целей обучения и воспитания школьников [25].