Положение женщины в древневосточном обществе ΙΙ тыс. до н.э. по законам Хаммурапи, хеттским и среднеассирийским законам
ВведениеАктуальность темы. Женщина и ее правовой статус является одним из важных аспектов общества всех времен. Во многих древнейших цивилизациях женщина играла важную роль в обществе, как хранительница очага, так и для воспроизведения населения. Однако не везде к женщине относились как к человеку и зачастую ее считали вещью.
Актуальность изучения данной проблемы обусловлена тем, что история древней Месопотамии, Ассирии и Хеттского царства, а особенно жизнь и правовое положение женщины представляют огромный интерес для изучения. Жизнь женщины в Древнем Востоке не считалась полной, если у нее не было хорошего мужа и нескольких детей. Патриархальные отношения в семье здесь сохранялись в течение длительного времени. Они особенно ярко выражены в праве Древней Ассирии. Вместе с тем процессы разрушения больших патриархальных семей затронули во II тысячелетии до н.э. почти все древневосточное общество.
Оглавление
Введение 2
1. Правовой статус женщины в Древнем Вавилоне 10
2. Правовой статус женщины по хеттским и среднеассирийским законам 22
Заключение 28
Список источников и литературы 31
Список источников и литературыИсточники
Законы Билаламы, царя Эшнунны (сер. ХХ в. до н.э.). Вестник древней истории. 1952. № 3.
Законы вавилонского царя Хаммурапи. [Электронный ресурс] - URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/hammurap.htm (дата обращения: 12.05.2023).
Законы Липит-Иштара [Электронный ресурс] - URL: https://studopedia.net/19_47713_zakoni-ur-nammu-i-shulgi-prolog.html (дата обращения: 12.05.2023).
Законы Ур-Намму [Электронный ресурс] - URL: http://biblicalstudy.ru/Lib/Epigraph/7.html (дата обращения: 12.05.2023).
Среднеассирийские законы / пер. и комментарии В. А. Якобсона // История Древнего Востока. Тексты и документы / под ред. В. И. Кузищина. М., 2002. С. 230-241.
Фрагмент так называемых шумерских законов. Вестник древней истории. 1952. № 3.
Хеттские законы [Электронный ресурс]. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/hett.htm (дата обращения 12.05.2023).
Литература
Васильев Л.С. История религий Востока: Учеб. пособие для вузов. М., 2006.
Герни О.Р. Хетты; пер. с англ. Н.М. Лозинской и Н.А. Толстого. М. : Наука, 1987. 233 с.
Дандамаев М.А. Вавилония в 626-330 годы до н.э.: социальная структура и этнические отношения. СПб: Петербургское лингвистическое общество. 2010. 224 с.
Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии. VII-IV вв. до н.э. (626-331 гг.). М.: ГРВЛ. 1974. 494 с.
Древние цивилизации. С.С. Аверинцев, В. П.Алексеев, В. Г.Ардзинба и др.; Под общ. ред. Г.М.Бонгард-Левина. М.: Мысль, 1989. 479 с.
Дьяконов И. М. Общественный и государственный строй Древнего Двуречья. Шумер. М. : Изд-во восточ. лит., 1959. 304 с.
Дьяконов И.М. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства // Вестник древней истории. 1952. № 4. С. 254–321.
История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть I: Месопотамия / Г. М. Бонгард-Левин, И. М. Дьяконов, Г. Ф. Ильин и др. ; под ред. И. М. Дьяконова. М. : Наука, 1983. 534 с.
За ложное обвинение в прелюбодеянии женщина должна была пройти «божий суд» - броситься в реку. В случае смерти во время ордалии считалось, что женщина виновата. Если она прошла испытание водой и осталась живой, то обидчик платил штраф (Законы Ур-Намму (ст. 14); Законы Хаммурапи (ст. 132)), а жена считалась, что оправдалась перед своим мужем.
В случае изнасилования женщина имела небольшие шансы наказать обидчика. Судебное разбирательство дела могло состояться только при определенных обстоятельствах: во-первых, женщина немедленно должна была сообщить об изнасиловании; во-вторых, она должна была доказать, что во время совершения преступления у нее не было физической возможности позвать на помощь.
В общественном месте девушка или женщина должна была быть в сопровождении мужа, отца, сына или других доверенных домом (семьей) людей. Девушка, не имевшая должного сопровождения, считалась блудницей. В случае изнасилования пострадавшая не могла ничего доказать.