Педагогические условия обеспечения эмоционального благополучия младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В настоящее время важную роль в становлении личности подрастающего поколения играет обеспечение эмоционального благополучия как целенаправленный процесс, способствующий формированию культурных ценностей. Согласно требованиям ФГОС, целью воспитания выступает социально-педагогическая поддержка становления и развития личности школьника, имеющего такие характеристики, как высоконравственный гражданин со своими духовными и культурными ценностями.
Одной из областей, которой в последние годы уделяется значительное внимание, является влияние социальных сетей и технологий на эмоциональное здоровье детей. Младшие школьники сегодня более связаны, чем когда-либо прежде, но это не обязательно приводит к улучшению социальных навыков или эмоциональному здоровью. Фактически, исследования показали, что чрезмерное время, проводимое за экраном, может привести к тревоге, депрессии и другим проблемам с психическим здоровьем.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Эмоциональное благополучие как фактор сохранения здоровья учащихся 6
1.2 Особенности развития эмоциональной сферы младших школьников 14
1.3 Факторы обеспечения эмоционального благополучия младших школьников 18
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Диагностика эмоционального состояния младших школьников 21
2.2. Содержание работы по обеспечению эмоционального состояния младших школьников 27
2.3. Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы 37
Выводы по второй главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. – № 303. – 2022.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 811 с.
Анохина Т. В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель. – 2020. – № 3. – С. 63–81.
Бобченко Т. Г. Психологические тренинги. Основы тренинговой работы. Учебное пособие. — М.: Юрайт. 2020. 132 с.
Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 2020. – 400 с.
Батаршев А. В. Современные теории личности: Краткий очерк. – М.: ТЦ Сфера, 2021. – 96 с.
Болотова А. К. Прикладная психология. Основы консультативной психологии. Учебник и практикум. — М.: Юрайт. 2019. 340 с
Бедерханова В. П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребёнка // Классный руководитель. – 2019. – № 3. – С. 39–50.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб. [и др.]: Питер, 2018. – 398 с.
Болотина Л.А. Психология и педагогика: конспект лекций. – М.: Эксмо, 2012. – 400 с.
Бурлачук Л. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб: Питер, 2021. – 528 с.
Васильева Е. Ю. Основы психологии для медицинских вузов. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2020. 154 с.
Высоков И. Е. Математические методы в психологии. Учебник и практикум. — М.: Юрайт. 2019. 432 с.
Выготский Л. С. Психология развития человека. – М.: Эксмо, 2014. – С. 369.
Гонина О. О. Психология. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2019. 320 с.
Газман О. С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. – М.: МИРОС, 2020. – 296 с.
Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 430 с.
Это формирует базовые позиции принятия партнера и участия в его эмоциональном мире. Современный человек для успешного воплощения себя в жизни должен быть компетентным в вопросах эмоционального самочувствия. Эмоциональная компетентность определяет способность выражать собственные эмоции так, чтобы они были поняты другими и, одновременно распознавать, эмоциональные проявления партнера по общению, умение управлять своими эмоциями и общую стрессоустойчивость личности.
Без этих навыков невозможен также личностный и профессиональный рост педагогов. А воспитание таких качеств у младших школьников становится необходимым компонентом обучающей и воспитательной функции педагогической деятельности.