Развитие познавательной активности у детей младшего школьного возраста
Введение
Главной педагогической задачей на сегодняшний день является развитие компетентной, мобильной личности, способной к самостоятельному выбору в ситуации принятия решений. Реализация такой задачи возможна при практической направленности обучения.
Современный учащийся сегодня должен обладать способностью к абстрактному мышлению, умением работать в информационных технологиях, способностью быстро ассимилировать новые и разнообразные знания, т.е. иметь познавательную мобильность, умение совмещать знания разных предметов.
Проблемой развития познавательного интереса занимались признанные педагоги-классики И. Ф. Гербарт, Ф. А. Дистервег, Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, и такие современные авторы, как Л. М. Аболин, Ф. Б. Березин, И.Г. Морозова, Г.И. Щукина, Т.А. Куликова и др.
Нами изучены работы современных авторов Э.И. Бахтеевой, Е.А. Меньшиковой, Д.А. Моловичко, В.В. Щетинининой, В.С. Юркевич. В них подразумеваются модели развития познавательной активности в настоящее время.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активности детей младшего школьного возраста6
1.1. Проблема развития познавательной активности в научно-педагогической литературе………………………………….6
1.2. Понятие «познавательная активность» и ее сущность9
1.3. Типы познавательной активности детей младшего школьного возраста15
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по развитию познавательной активности детей младшего школьного возраста 19
2.1. Методики по изучению уровня развития познавательной активности детей младшего школьного возраста19
2.2. Методические рекомендации для педагогов по развитию познавательной активности детей младшего школьного возраста28
Заключение36
Библиографический список38
Приложение42
Список литературы
Аверин В.А. Психологическая структура личности // Психология личности: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. 89 с.
Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. — М.: Просвещение, 1988. С.34.
Бахир В.К. Развивающее обучение // Начальная школа 2004.№ 5.С.26-30.
Буряк, В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности / В.К.Буряк // Педагогика. 2007. № 8. С. 7178.
Горенков Е.М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Л.В. Занкова // Начальная школа. 2004. № 2. С.44.
Грязнов, Ю.П. Развитие познавательной активности учащихся / Ю.П.Грязнов, Л.А.Лисина, П.И.Самойленко // Специалист. 1998. № 2. С. 3033, № 3. С. 3135, № 4. С. 3033.
Демидова С.И., Денищева Л.О. Самостоятельность учащихся при обучении математике. М.: Просвещение, 2005.С.45.
Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология/ И.В. Дубровина. М.: Академия, 2009. 450 с.
Зарукина Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: Учеб. метод. пособие/ Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. 59 с.
Иванов П.В. Современное школьное краеведение. // Советская педагогика. 1990, №10. С.924
Князев Ю.А. Сущность и педагогическая значимость школьного краеведения // Преподавание в школе. 1989. №6 С.132-135
Ковалев А.Г. Психология личности. Л.: ЛГУ, 1993. 212с.
Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся: (Вопросы теории и практики): Учеб. пособие / Е.В. Коротаева, А.С. Белкин. М.: Екатеринбург, 1995. 83 с.
Кравцова Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста/ Е.Е. Кравцова // Первое сентября. 2004 № 40. С. 32.
Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие/ В.Т. Кудрявцев // Психологический журнал. 2001. № 5. С. 57.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. 452с.
ат
Анализ этих позиций позволил исследователю условно выявить четыре основных типа познавательной активности и выработать тактику (ближайшие педагогические взаимодействия) и стратегию (перспективу развития позиции школьника в учебном процессе) педагогической деятельности:
-нулевая активность (выраженная объектная позиция);
-ситуативная активность (преимущественно объектная позиция);
-исполнительская активность (преимущественно субъектная позиция);
-творческая активность (выраженная субъектная позиция).
Проанализируем выделенные типы познавательной активности с точки зрения педагогической тактики и стратегии.