Деформированный текст в системе подготовки к ОГЭ по русскому языку
ВведениеАктуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт школьного образования обозначил ступени формирования основных компетенций современного выпускника. В соответствии со стандартом результатом освоения школьной программы является прохождение учащимся государственной итоговой аттестации (ГИА), которая направлена на проверку знаний и умений обучающихся, их личностных достижений и способностей применять полученные знания на практике.
Федеральный государственный образовательный стандарт требует, чтобы у школьников были сформированы: «позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека», «первоначальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета»; «умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач»
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты применения технологии «деформированный текст» на уроках русского языка. 5
1.1. Деформированный текст в системе современных уроков 5
1.2. Технология «деформированный текст» в системе подготовки обучающихся к ГИА по русскому языку 17
Глава 2. Технология «деформированный текст» на уроках русского языка в 9 классе
2.1. Система текстовых заданий в УМКД Разумовской по русскому языку в 9 классе
2.2. Конспект урока по русскому языку в 9 классе с применением технологии "деформированный текст"
Заключение
Список использованных источников и литературы
Список литературы
1. Алимбекова А.И. Как писать изложение в школе [Текст]/ А. И. Алимбекова М.: РЯШ, 2002 г. — № 29, 56 с.
2. Асмолов, А. Г. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.] – Москва : Просвещение, 2019. – 117 с.
3. Баранова, Т.М. Методика преподавания русского языка в школе / под ред. Т.М. Баранова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 342 с
4. Баранов М.Т. Обучающие изложения в VII – VIII классах [Текст]/ Т.М. Баранов, П.Ф. Ивченков, Т.А. Ладыженская, Т.В. Напольнова. – М.: Про-свещение, 1964. – 240 с
5. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студентов высших учебных заведений [Текст]/ М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов. – М.: Академия 2001. – 364 с.
6. Бирюков И.А. Новая дидактика урока в условиях введения ФГОС / Бирюков И.А. [Электронный ресурс] // Образовательная социальная сеть nsportal.ru : [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/02/10/publikatsiya.pdf (дата обращения: 06.05.2023).
7. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. М.: Просвещение, 1966.
8. Гагарина Н.В. Системная работа над сжатым изложением (Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ)(из опыта работы) / Гагарина Н.В. [Электронный ресурс] // Педагогика XXI век : [сайт]. — URL: https://pedagogcentr.ru/publication/1/1/3413 (дата обращения: 07.06.2023).
9. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 2018. – 147с.
10. Гац, И. Ю. Методический блокнот учителя русского языка / И. Ю. Гац. – Москва : Дрофа, 2020. – 224 с.
3 часть ОГЭ по русскому языку предполагает развернутый ответ. Экзаменуемый должен написать сочинение-рассуждение:
1. на лингвистическую тему;
2. на тему, связанную с анализом фрагмента текста;
3. на тему, связанную с анализом текста [Цыбулько, 2020, с.3]
Учащемуся необходимо составить собственное высказывание на основе прочитанного текста. И.П. Цыбулько подчеркивает, что это высказывание должно соответствовать функционально-смысловому типу речи «рассуждение» и вследствие этого строиться по определённым композиционным законам.