Игра как средство формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важных задач обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста является развитие речи, а также речевого общения. Связность речи является наиболее сложной формой речевой деятельности. Она имеет характер развернутого, последовательного и систематического изложения. Ребенок дошкольного возраста должен не просто назвать предмет, но и суметь описать его, рассказать о каком-либо событии или явлении, установить последовательность событий. Для того, чтобы достичь связности речевого высказывания, ребенок должен уметь пользоваться логическим ударением, интонацией, подбирать подходящие слова, уметь использовать языковые средства, строить сложные предложения.
Связная речь обладает относительной самостоятельностью и законченностью. Она состоит из ряда развернутых предложений и понимается как продукт речевой деятельности - высказывание [14].
Уровень сформированности связной речи - важный показатель готовности ребенка к обучению в школе.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ У
ДЕТЕЙ С ОНР6
1.1 Характеристика ОНР6
1.2 Развитие связной речи в онтогенезе12
1.3 Средства развития связной речи детей с ОНР18
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
СФОРМИРОВАННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР II УРОВНЯ21
2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента21
2.2 Методика проведения констатирующего эксперимента26
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента33
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ36
3.1 Основные принципы, цели, задачи, направления логопедической помощи по развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня36
3.2 Содержание логопедической работы по развитию связной речи у
дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня36
3.3 Анализ результатов контрольного исследования по оценке
эффективности логопедической помощи по развитию связной речи у детей
экспериментальной группы39
3.4 Методические рекомендации по развитию связной речи у детей с ОНР43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архипова, Е. Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи // Современное дошкольное образование. Теория и практика, 2017. - №2 (74). С.38-43.
2. Бойкова, С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей (5-7 лет). В помощь учителям-логопедам, воспитателям речевых групп и родителям [Электронный ресурс]/
3. Бойкова, С.В.— Электрон. текстовые данные. — Санкт-Петербург: КАРО, 2014. — 176 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/68602.html. — ЭБС «IPRbooks»
4. Болотова, И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста / И. О.
5. Болотова. // Молодой ученый. – 2016. №7. 6. – С. 35-38.
6. Бородкина С.А. Коррекционная работа по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста/ С.А. Бородкина//Талантливый педагог. – 2015. -№ 6. – С. 20-26.
7. Борозинец, Н. М. Логопедия. Фонетико-фоиематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, алалия: учебное пособие / Н. М.
8. Борозинец, Т. С. Шеховцова, М. В. Колокольникова. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. — 256 c. — ISBN 2227-8397. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR9. Быкова В. П. Особенности развития связанного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. - № S11. С. 7-11.
10. Глухов В.П. Изучение особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Вестн. МГГУ им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2014. - № 1. - С. 93
Во второй половине третьего года жизни ученые отмечают наличие «качественного скачка». Именно в этот период наблюдаются первые случаи речевых высказываний, которые свидетельствуют о том, что речь малыша уже может быть инициативной.
Большой интерес в этом плане представляют исследования А.Г. Рузской, которая изучала особенности инициативной речи детей третьего года жизни, возможность его активации, способы и условия стимуляции. Автор доказывает, что инициативное речи активизирует ситуация, в частности, появление нового, неизвестного; демонстрация предметов и явлений из опыта ребенка, представленных по-новому; динамичность окружения, изменения в окружающей среде.
При нормальном речевом развитии дети к пяти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения.