Технология триз в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕНа современном этапе дошкольного образования изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, социальный заказ общества ориентирован не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает на этапе завершения дошкольного детства формирование у дошкольников умений устанавливать причинно-следственные связи, способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. В связи с этим, в последние годы проблема развития мышления приобретает особую актуальность.
Дошкольный возраст – благоприятный (сенситивный) период для развития интеллекта и творчества.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
1.1. Характеристика мышления как психологического понятия 5
1.2. Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста 13
2.1. Особенности ТРИЗ технологии 17
2.2. Методы ТРИЗ и их характеристика. Содержание и этапы работы по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста в ДОО с использованием ТРИЗ-технологии 24
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 36
1. Организация и методы исследования 36
2. Результаты исследования и их анализ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1.Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / [C. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и др.; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение 2016г.-232с.
2.Сатья интернет-журнал «Нетология» https://netology.ru/blog/06-2020-what-is-triz (дата обращения 03.11.2022)
3.Гин, Анатолий Г 49 Триз-педагогика: учим креативно мыслить / Анатолий Гин. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. — 96 с.
4.Будем смышлеными! Развитие интеллектуальных способностей у детей пяти-шести лет. – М. : АРКТИ, 2003г. -104с.
5.Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >> http://www.detskiysad.ru/ped/psihologiya.htmlДетская психология Люблинская А. А.( дата обращения 12.11.2022г)
6. https://studfile.net/preview/7131158/page:149/Основы общей психологии_Рубинштейн_1999 -720с (дата обращения 18.12.2022г.)
7. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления детей.- http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=24887 (дата обращения 26.01.2023)
8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.,2000. – 512 с)
(дата обращения 26.01.2023)
9. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. Логикопсихологический анализ – М.: Наука, 1979. – 203 с. (дата обращения 26.01.2023)
10.https://studfile.net/preview/8506921/page:2/(дата обращения 26.01.2023г.)
11.https://sokolova-domoddou35.edumsko.ru/articles/post/2334712#:~:text=В%20детский%20сад%20программа%20ТРИЗ,ребёнка%20к%20решению%20изобретательских%20задач (дата обращения 02.02.2023 г.)
12. https://studme.org/384839/pedagogika/programma_triz_umka(дата обращения 02.02.2023 г.)
13. ТРИЗ для дошкольников - https://orehovo.tvoysadik.ru/site/pub?id=353 (дата обращения 17.02.2023)
14. Гин.А. Триз-педагогика: учим креативно мыслить / Анатолий Гин. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. — 96 с.
В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников смекалки, изобретательских способностей, творческого воображения, диалектического мышления. В детские сады данная программа вошла под условным названием «Умка». Оказалось, ТРИЗ можно использовать в работе c дошкольниками, что дает поразительные результаты в плане развития мышления, воображения, фантазии, творческих способностей детей [11].
Изначально, теория решения изобретательских задач была создана для инженеров-изобретателей. Однако, сегодня педагоги авторских школ начали использовать эту технологию для развития разных нетехнических систем. Технология ТРИЗ, разработанная Генрием Сауловским Альтшульером, помогает решать технические задачи с помощью системы логических операций, избегая бесполезных попыток и случайных решений.