Изучение системы образов романа Михаила Булгакова Мастер и Маргарита в школе

Скачать хорошую дипломную работу на тему: Изучение системы образов романа Михаила Булгакова Мастер и Маргарита в школе . В работе рассматривается история изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и методика преподавания в школе.
Author image
Fadis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
07.09.2024
Объем файла
291 Кб
Количество страниц
53
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Современная школа играет важную роль в формировании культурного образования учащихся. Необходимо, чтобы ученики не только знали теоретические основы, но и могли в совершенстве понимать литературные произведения, исторические события и явления культуры. Одно из таких произведений, которое можно использовать для достижения этой цели, - роман "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова. Это произведение, которое является известным и любимым многими, стало настоящим феноменом культуры 20-го века и до сих пор охватывает огромное количество читателей. Изучение романа в школе несет в себе не только культурно-исторический и эстетический потенциал, но также и педагогический. Творчество М.А. Булгакова востребовано широким кругом читателей и содержит в себе проблемы актуальные до сих пор. Роман «Мастер и Маргарита» сложный и своеобразный, это подтверждает огромное количество исследований отечественных и зарубежных литературоведов.
Для преподавателя литературы изучение романа М.А. Булгакова "Ма-стер и Маргарита" является сложной задачей, потому что текст произведения раскрывает философские глубины, содержит множество символов, аллюзий и отсылок, которые описывают мир и взгляды писателя.
С введением новых стандартов появилась необходимость обращения к новым, нетрадиционным подходам и методам изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», но традиционные методы и приемы являются основой для изучения романа в современной школе. 
Актуальность темы исследования заключается в том, что роман «Ма-стер и Маргарита» представляет собой новую и сложную задачу для методики преподавания литературы. Учителя должны помочь ученикам раскрыть основные идеи и темы романа, но часто возникают трудности при разработке урока и представлении материала. Также сохраняется проблема недостатка методических пособий по изучению романа Булгакова.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. Поэтика романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»6
1.1История создания и публикации романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»6
1.2Проблема жанра булгаковского романа16
1.3Композиционная структура романа28
1.4Система персонажей и смысл её построения32
ГЛАВА 2. Методические рекомендации по изучению романа в школе40
2.1 Особенности методики изучения эпического произведения в школе40
2.2 Анализ систем уроков по изучению романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», представленных в различных рабочих программах45
2.3 Разработка системы уроков, элективного курса, включающего в себя изучение творчества М.А. Булгакова49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ62
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Акимов, В.М. Свет художника, или Михаил Булгаков против Дьяволиады / В.М. Акимов. - М.: Нар. образование, 1995.
2.Белозерская-Булгакова О, мёд воспоминаний / Белозерская-Булгакова, Л.Е. – Ардис, 1979. – 133 c.
3.Булгаков М. Собр. соч.: В 5 т. – М., 1989–1990. Т. 5.
4.Булгакова, Е. Воспоминания о Михаиле Булгакове: сборник / Е. Булгакова, С. А. Ляндрес – М.: Сов. писатель, 1988. – 526 c.
5.Булгакова, Е.С. Дневник Елены Булгаковой / Е.С. Булгакова. - М.: Книжная палата, 1990. – 440 с.
6.В мире литературы. 11 класс: Учеб. для образоват. учреждений гуманитар. профиля / [А. Г. Кутузов и др.]; Под общ. ред. А. Г. Кутузова. – 2-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2004.
7.Варламов А. Н. Михаил Булгаков / Алексей Варламов. – М.: Мол. гвардия, 2008. – 838, [3] с., [16] л. ил., портр. ; 21 см. - (Жизнь замечательных людей : ЖЗЛ серия биографий / основана в 1890 году Ф. Павленковым и продолжена в 1933 году М. Горьким; Вып. 1339 (1139)).
8.Виноградов И. Завещание мастера // Виноградов И. По живому следу. Духовные искания русской классики. Литературно-критические статьи. – М., 1987.
9.Вулис А. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». – М., 1991. – 222 с.
10.Гаспаров Б. Из наблюдений над мотивной структурой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Даугава. 1988. – № 10. – С. 96-106; № 11. – С. 88-96; № 12. – С. 105-113; 1989. – № 1.
11.Гаспаров Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. – М., 1994.
12.Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. 1952. – Т. 11.
13.Гуковский, Г. А. Изучение литературного произведения в школе: Методол. очерки о методике / Г. А. Гуковский. - Тула: Автограф, 2000. – 222 с.
14.Золотоносов М. Родись второрожденьем тайным // Вопр. литературы. – 1989. – № 4. – С. 149-182.
15.Казаркин А. П. Истолкование литературного произведения. (Вокруг «Мастера и Маргариты» М.Булгакова): Уч. пособие. – Кемерово, 1988. – 83 с.
 


Хотя в романе Булгакова присутствует исторический сюжет, он не подчиняется традиционным канонам исторического жанра. В отличие от классических русских исторических романов, где история используется для анализа и осмысления эпохи, Булгаков не придерживается стандартного подхода к этому жанру, который был первоначально предложен Пушкиным, опиравшимся, в свою очередь, на сформулированный Карамзиным принцип о том, что «настоящее бывает следствием прошедшего. Чтобы судить о первом, надлежит вспомнить последнее; одно другим, так сказать, дополняется и в связи представляется мыслям яснее» [16, c. 43]. Это утверждение указывает на появление в общественном сознании принципов исторического мышления в качестве одного из ключевых интеллектуальных достижений конца XVIII века. Псевдоисторические представления, распространенные в классической литературе, уступили место истинной истории, которая отражает неповторимость каждой эпохи.