Развитие диалогической речи у старших дошкольников с ОНР с посредством сюжетно-ролевых игр

Скачать хорошую дипломную работу на тему: Развитие диалогической речи у старших дошкольников с ОНР с посредством сюжетно-ролевых игр. В работе рассматривается процесс развития диалогической речи у старших дошкольников.
Author image
Fadis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
07.09.2024
Объем файла
317 Кб
Количество страниц
96
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время одной из значимых проблем дошкольного образования является увеличение детей, страдающих речевыми нарушениями, в том числе общим недоразвитием речи, при котором наблюдаются недостатки развития всех компонентов речевой системы.
Диалогическая речь - подразумевает форму тип речи, состоящую из обмена высказываниями, репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие, активизирующее роль адресата в речевой деятельности адресанта. Развитие диалогической речи имеет свои возрастные особенности. Диалогическая речь старшего дошкольника приобретает функции установления социальных контактов и планирования, реализация которых обеспечивается монологической контекстной речью и формой внутренней речи. Важным направлением развития диалогической речи у старших дошкольников является превращение ее в орудие мышления. Поэтому проблема речевого развития детей является актуальной.
 

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………......…………………. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР С ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
1.1. Процесс развития диалогической речи у старших дошкольников в норме. ……………………………………………………………. 6
1.2. Особенности развития диалогической речи у старших дошкольников с ОНР ………….………………………………….. 14
1.3. Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи у старших дошкольников с ОНР …………………………... 20
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР………………………………………………….... 29
2.1. Констатирующий этап по выявлению уровня развития диалогической речи у старших дошкольников с ОНР ……………………..………………………..................................... 29
2.2. Формирующий этап по развитию диалогической речи у старших дошкольников с ОНР посредством сюжетно-ролевых игр…………………………………………………………………… 36
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию диалогической речи у старших дошкольников с ОНР посредством сюжетно-ролевых игр……..……………………………………………………………. 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………….……………………………………….......... 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …….……….......... 50
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………….………….……… 54

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2010. 400 с.
2. Алеушина В.К. Развитие диалога у старших дошкольников в совместной игровой деятельности. Книжки, нотки и игрушки. 2011. № 11. С. 3-6.
3. Алабужева С.В. Работа над развитием творческих способностей детей дошкольного возраста. История, опыт, проблемы общего и педагогического образования. Глазов: Изд-во ГПГИ, 2005. 198 с.
4. Андреева Е.В. Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 4. С. 28-31.
5. Арушанова А.Г. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. 2012. № 10. 17 с.
6. Балобанова В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб.: Детство-пресс, 2011. С. 23-48.
7. Базжина Т.В. Диалог на начальном этапе языкового развития [Текст]. Детская речь: Лингвистический аспект: сб. науч. тр. / ред. С.Н. Цейтлин. СПб.: Образование, 1992. С. 57-66.
8. Белякова Л.И. Ритм речевых и неречевых процессов у детей в норме и при речевой патологии // Вопросы психолингвистики. 2012. № 16. С. 84-91.
9. Белых В.А. Развитие речи: развивающие тесты по ФГОС: для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Ростов-н/Д.: Феникс, 2016. 14 с.: ил. (Развивающие тесты по ФГОС).
10. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. 136 с.
11. Богуш А.М. Обучение правильной речи в детском саду. М.: Дана, 2010. 212 с.
12. Бойкова С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей (5-7 лет): в помощь учителям логопедам, воспитателям речевых групп и родителям. Санкт-Петербург: Каро, 2010. 175 с.: ил.
13. Болотова И.О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый

Дальнейшее развитие коммуникативных навыков. Дальнейшее совершенствование умения устанавливать игровое взаимодействие, самостоятельно обогащать игровой сюжет. Дальнейшее развитие эмоций и творческого воображения [56, с.123].
Рекомендуемые сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Хозяюшки», «Дом мод», «Парикмахерская», «Детский сад», «В поликлинике», «Айболит», «Моряки», «Почта», «В магазине», «Строим дом», «Шоферы», «В самолете», «На границе» и др [56, с.67].
Виноградова Н.А. выделила пять основных функций, которые выполняет сюжетно-ролевая игра: мотивационно-побудительную, обучающую, воспитательную, ориентирующую и компенсаторную [57].
Мотивационно-побудительная функция проявляется в том, что сюжетно-ролевая игра основывается на межличностных отношениях, которые осуществляются в ходе общения. Таким образом, являясь образцом межличностного общения, ролевая игра пробуждает потребность в общении.