Эффективность метода моделирования в изучении окружающего мира
Введение
В условиях современного технического уровня развития, когда происходит сильнейшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, большое значение приобретает экологическое образование и воспитание подрастающего поколения. В связи с этим важным звеном в экологическом образовании младших школьников является курс «Окружающий мир». При прохождении данного курса детям даются общие понятия об окружающей природе, о взаимодействии и влиянии социума на природу.
Особую роль в преподавании «Окружающего мира» играют дидактические методы. Основополагающей является работа учителя по отбору рациональных и эффективных методов обучения.
Метод - слово греческого происхождения, в буквальном переводе означает путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава1. Роль моделирования как практического метода обучения в курсе «Окружающий мир» начальной школы………………………………………..9
1.1. Основы моделирования и его роль как практического метода обучения………………………………………………………………………...9
1.2. Использование моделирования в курсе «Окружающий мир» и его влияние на обучение младших школьников………………………………….17
Глава 2. Методика применения метода моделирования на уроках «Окружающий мир» ………………………………………….…………………………………26
2.1 Методы и приемы моделирования в учебной деятельности младших школьников………………………………………………………………………26
2.2. Планирование и конструирование уроков окружающего мира в 1 классе с использованием метода моделирования при изучении темы «Глобус-модель Земли».
Выявление результатов урока-эксперимента в ходе контрольного исследования…………………………………………………………………….34
Заключение………………………………………………………………………44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Аквилева, Г. И. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст]: учеб. для вузов / Г.И. Аквилева, З.А. Клепинина. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 265 с.
2. Аквилева, Г.Н. Наблюдения и опыты на уроках природоведения / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. М.: Просвещение, 2008. - 83 с.
3.Аксенова, Н.А. Фенологические наблюдения / Н.А. Аксенова // Биология в школе.- 2010.- № 2.
4.Барышева, Ю.А. Наблюдение как метод познания окружающего мира младшими школьниками / Ю.А. Барышева // Начальная школа. -2009.- № 7.- С.36-40.
5. Белозёров В.Н. Приспособления растений и животных к сезонным ритмам внешних условий // Биология в школе.- 2007.- № 2. - С.21-36.
6. Блохина, С.Н. Экскурсия в природу детей младшего школьного возраста. Методические рекомендации / С.Н. Блохина. Благовещенск, 2011. - 67 с.
7. Богданец, Т.П. Летние наблюдения по природоведению / Т.П. Богданец // Начальная школа.- 2011.- № 4.- С.27 29.
8. Вахрушев, А.А. Окружающий мир. Наша планета Земля. 2 класс [Текст] : учеб. в 2-х ч. / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. - 2-е изд., перераб. - М.: Баласс; Школьный дом, 2013- (Образовательная система "Школа 2100"). Ч. 1. - 144 с.
9. Гайсина Р.С. Моделируя – познаём мир. Начальная школа, 2006 г.-М.: Просвещение
10. Григорьева, Е. В. Методика преподавания естествознания [Текст]: учеб. для вузов / Е.В. Григорьева. - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008. - 253с.
11. Горощенко, В.П. Методика преподавания природоведения [Текст]: учеб. для вузов / В.П. Горощенко, И.А. Степанов. - М.: Просвещение, 1984. - 159с.
12. Головко Е.В. Моделирование в процессе изучения «Окружающего мира» в начальной школе, - М.: Просвещение 2014 г.
13. Гусева Т.В. О некоторых видах работы с моделями. Изд. Просвещение, 2013 г.
14. Егорова, Г.В. Материалы к проведению экскурсии на пришкольный участок / Г.В. Егорова, О.В. Хотулева // Начальная школа. -2001.- № 3
15. Исаева, Е.В. Роль наблюдений за животными и растен
Создание материальных моделей производится на основе предварительного создания мысленных моделей - наглядных образов моделируемых объектов.
Моделирование рассматривается как основной метод обучения. Главная особенность метода моделирования состоит в том, что это метод опосредованного познания предмета с помощью объектов-заместителей. Модель выступает и используется в процессе обучения как своеобразный инструмент познания, с помощью которого исследуется и изучается тот или иной объект, который изучается посредством его моделирования. Модель определяется нами как некий объект (система), исследование которого служит средством получения новых знаний о другом объекте (оригинале).