Идеографический способ толкования слов в аспекте развития познавательных и коммуникативных компетенций на уроках русского языка в средних классах
ВВЕДЕНИЕ
Обог. словар. зап.а уч. важн. задача школьных курсов рус. яз.. Необх.сть спец. работы по увеличению словар. зап.а уч. определяется, во-первых, чрезвычайно важной ролью слов в языке, как центральная единица яз.. Слова несут разнообразную семантическую информацию, концептуальную, эмоциональную, функциональную и грамматическую и занимают определенные позиции в предложении, коммуникат. единице, посредством которой слова используются в коммуникативных актах, и во-вторых, необх.стью постоянно пополнять свой словар. зап..
Языковые словари, помогают расширять словар. зап. на уроках рус. яз., являясь одн. из основных звеньев между различными задачами, связанными с разв.м речи учащегося. Словар. зап. является необходимым условием для овлад. учащимися языком: его орфографией, правописанием, грамматикой, правильным словоупотреблением и, наконец, в целом связной речью.
Уров. мышления и речи во многом определяется способностью учащегося точно и полно толковать лекс. знач. слов.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………….………………........ 4
1 Идеографический способ толкования слов: теоретические и методические аспекты ………………………………………………………….……………….. 8
1.1 Познавательные и коммуникативные компетенции на уроках русского языка при изучении раздела «Лексикология» в 5-х классах ………………………………………………………….……........................ 8
1.2 Идеографический способ толкования слов на уроках русского языка в 5-х классах при изучении раздела «Лексикология» …………………….. 18
2 Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательных и коммуникативных компетенций с использованием идеографического способа толкования слов на уроках русского языка в средних классах ……………………………..………. 25
2.1 Выявление уровня знаний, умений и нав. использования способов толкования слов у обучающихся 5-го класса на уроках русского языка: констатирующий этап……………………………………………………...25
2.2 Повышение уровня познавательных и коммуникативных компетенций путём использования способностей использования идеографического способа толкования слов у обучающихся 5-го класса: формирующий этап...……….…….............32
Заключение……………………………………………………..…….……………. 37
Список использованных источников……………………..……………..…...…… 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксенова, Н. И. Формир. метапредметных образовательных результатов за счет реализации программы формир. универсальных учебных действий / Н. И. Аксенова. – Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы I Международной научной конференции (г. Чита, декабрь 2011 г.). – Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. – С. 262–265. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1199/ (дата обращения: 15.04.2023).
2. Амиантова, Э. И. Русский язык как иностранный. Лексика рус. яз. / Э.И. Амиантова, Г.А. Битехтина, А.Л. Горбачик, Н.А. Лобанова. – Москва : Флинта, 2016. - С 376-379.
3. Андреева, О. С. Формир. универсальных учебных действий на уроках рус. яз. посредством эффективной мотивации обучающихся как условие достижения стратегических целей ФГОС основного общего образования // Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку: сб. материалов Межрегиональной конференции, 15–17 декабря 2014 г. / науч. ред. д-р пед. наук, проф. О. А. Скрябина; Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина. – Рязань, 2014. – С 309 – 312.
4. Антонова, Е. С. Методика преподавания рус. яз.: учебн. / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. – Москва : Академия, 2010. – С. 447 – 450.
5. Арсланьян, В. П. Материалы курса ФГОС : достижение личностных и метапредметных результатов (психолого- педагогический аспект) / В. П. Арсланьян, Г. А. Стюхина. – Москва, 2013. – 89 с.
6. Асмолов, А. Г. Формир. универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / А. Г. Асмолов. – Москва, 2011. – 159 с.
7. Бабайцева, В. В. Комплек.ный анализ текста на уроке рус. яз. / В. В. Бабайцев, Л. Д. Беднарская // Русская словесность. – 2010. – № 3. – С. 36- 40.
8. Баранов, М. Т. Методика преподавания рус. яз. в школе: учеб. пособие / М. Т. Баранов; под ред. М. Т. Баранова. – Москва, 2011. – 364 с.
9. Берберян, А. С. Проблемы современного образования / А. С. Барберян, Б. А. Дорошин, И. Г. Дорошина // Материалы
Словарь состоит из шести частей, порядок следования которых определяется динамическими и статическими понятиями «общество», «слои и классы», «община», «коллектив», описываемыми лексикой, составляющей основу социальной сферы. Такие виды обозначений, как «общественное мнение», «общественное мнение» и др., описывают участие и роль человека в общественной жизни, а также социальное взаимодействие и влияние, которое носит динамический характер.
Полная новизна подготовленного идейного издания состоит в том, что в нем содержатся языковые единицы разных подсистем яз.: его литературной разновидности, русских народных говоров, жаргона и просторечия, которые ранее не встречались в сл.х такого типа. С одной стороны, это усложняет работу сл., а с другой, расширяет панораму русской лексической базы, описывающей социальные явления, благодаря чему читатель может видеть преемственности и элементы, обновляющие состав лексического