Развитие потребности в общении со сверстниками у дошкольников с нарушениями речевого развития

Скачать хорошую дипломную работу на тему: Развитие потребности в общении со сверстниками у дошкольников с нарушениями речевого развития. В работе рассматривается развитие потребности в общении со сверстниками у дошкольников с нарушениями речевого развития.
Author image
Fadis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
06.09.2024
Объем файла
8483 Кб
Количество страниц
50
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Общение – важная составляющая жизни человека, ведь с самого рождения маленький человечек испытывает потребность в общении: сначала это необходимость в эмоциональном контакте, затем в совместной деятельности и, наконец, в сотрудничестве.
Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного психического развития и создания внутреннего мира ребенка. Благодаря широким возможностям к обучению, именно через активное общение с развитыми личностями ребенок превращается в гармоничную личность.
В настоящее время многие дошкольники имеют различные речевые нарушения. Часто встречающимся отклонением является общее недоразвитие речи. При этом недоразвитии нарушаются все компоненты языковой системы: лексический и грамматический строй, звуковая сторона, связная речь и т.д., но при этом у таких детей сохранный интеллект и полноценный слух. Но всё же на первый план выдвигается ограниченный словарный запас, от чего идут все дальнейшие нарушения. 

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ОБЩЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ5
1.1 Процесс общения в психолого-педагогической литературе5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития10
1.3 Характеристика форм и особенности общения дошкольников со сверстниками15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ26
2.1. Диагностика исходного уровня развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития26
2.2 Содержание работы по развитию потребности в общении со сверстниками у дошкольников с нарушениями речевого развития на занятиях учителя-логопеда31
2.3. Анализ результатов проведенной работы по развитию коммуникативных умений у дошкольников с нарушениями речевого развития34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ40
ПРИЛОЖЕНИЯ44

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Артамонова С.В. Психолого-педагогические исследования особенностей коммуникативного взаимодействия со взрослыми и сверстниками детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи в условиях детской поликлиники / С.В. Артамонов // Логопедия. - 2017. – №1. – С. 40–48. 

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика. – Синтез, 1999. – 222 с.

3. Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева. – М.: Просвещение: Владос, 2010. – 291 с.

4. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О.А. Белобрыкина. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240 с.

5. Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / И.В. Белякова, В.Г. Петрова. – М.: Поиск, 2020. – 96 с.

6. Богуславская Н.Е. Веселый этикет: Развитие коммуникативных способностей ребенка / Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург: «Арго», 1997. – 192 с. 

7. Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно – методическое пособие / Т.В. Волосовец.– М.: Институт общегуманитарных исследований, 2019. – 256 с.

8. Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте. Практическое пособие. 2–е изд., испр. и доп. / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М. : Педагогическое общество России, 2013. – 240 с. 

9. Волковская Т. Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. - М.: Книголюб, 2019. – 104 с.

10. Волковская Т.Н. Организационно-содержательные аспекты коррекционной работы по формированию социально-коммуникативной сферы детей с недостатками речи / Т.Н. Волковская // Логопед в детском саду. – 2020. – № 2. – С. 69–89.

11. Калинина, Р. Р. Прикоснись к душе ребенка / Р.Р. Калинина – СПб.: Речь, 2021.- 160 с.

12. Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина – Ярсл.: Академия развития, 1996. – 240 с. 

13. Кондратьев М.Ю. Азбука социального психолога – практика / М.Ю. Кондратьев, В.А. Ильин – М.: ПЕР СЭ, 2017. – 464 с.

14. Леонов Н.И. Психология делового общения. Учебное пособие / Н.И. Леонов – М.: РАО, 2015. – 256 с.

15. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей психологии / А.А. Леонтьев: Избранные психологические произведения – М.: Педагогика, 2020. – 447 с.

16. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина.- М: Педагогика, 1986. – 144 с. 

17. Лисина М. И. Развитие общения со сверстниками / М.И. Лисина // Дошкольное воспитание – 2019. – № 3. – С. 22.

18. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина, СПб.: Питер, 2019. – 320 с.

19. Лисина М. И. Общение и речь / М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 1985. – 208 с. [Электронный ресурс]. URL: https://psychlib.ru/mgppu/LOb-001/LOb-001.htm#$p1 (дата обращения 12.03.2023).

20. Лисина, М. И. Развитие общения со сверстниками / М.И. Лисина // Дошкольное воспитание – 2019. – № 3. – С. 22.

21. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина, СПб.: Питер, 2019. – 320 с.

22. Лютова Е.К., Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина – М.: Генезис, 2019. – 26 с.

23. Неверова А.А. Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С. 102-106.

24. Немов Р. С. Общие основы психологии: – 4-е изд. / Р. С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2013. - 688 с.

25. Немов Р.С. Социальная психология: Краткий курс / Р.С. Немов, И.Р. Алтунина. – СПб.: Питер, 2018. – 58 с.

Я.Л. Коломинский отмечает, что «дошкольный возраст сензитивен для образования добрых чувств к другим людям. В обществе именно сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания (эмпатия, рефлексия, идентификация), лежащие в основе формирования таких личностных положительных качеств как сочувствие, стремление к оказанию помощи и дружеская поддержка, умение разделить радость, чувство справедливости, честность, порядочность, а также качество, обеспечивающее способность к самопознанию и самоориентированию » [23].
Исследования, проведенные под руководством М. И. Лисиной, показали, что на протяжении первых семи лет жизни ребенка его коммуникативные контакты со взрослыми и сверстниками качественно видоизменяются. На каждом возрастном этапе возникает новое содержание потребности в общении: что именно ищет ребенок в других людях, ради чего он к ним обращается