Логопедическая работа по выявлению и устранению речевых и неречевых нарушений у детей с дизартрией
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время актуальна проблема роста количества детей с различными речевыми нарушениями. К самым распространенным нарушениям относится дизартрия – нарушение фонетической стороны речи, которое определено органическим поражением Центральной Нервной Системы (ЦНС). При дизартрии нарушается работа двигательного механизма речи и ее моторная реализация.
Изучая проблему данного нарушения можно наблюдать прямую связь между уровнями речевого развития, основных функций психики и развития интеллекта.
Таким образом, у ребенка с дизартрией в дальнейшем появляются серьезные сложности в обучении грамоте и письму. Процессы формирования внимания и мышления, воображения и восприятия, памяти замирают. Поэтому создается потребность глубокого изучения вопроса, связанного с нарушением речи, а также требуется разработка методов коррекции способствующих преодолению проблемы дизартрического расстройства.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
1 Теоретический аспект рассмотрения дизартрии у детей дошкольного возраста6
1.1 Понятие и классификация дизартрии6
1.2 Клиническая картина дизартрии11
1.3 Специфика логопедической работы с дошкольниками с разными формами дизартрии16
2 Логопедическая работа по выявлению и коррекции речевых и неречевых нарушений у группы дошкольников с дизартрией23
2.1 Цель, задачи и методика выявления речевых и неречевых нарушений у группы дошкольников с дизартрией23
2.2 Анализ логопедических методик по устранению дизартрии у дошкольников31
2.3 Организация, планирование и содержание работы по коррекции речевого и неречевого развития детей дошкольного возраста с дизартрией38
2.4. Контрольное исследование и анализ его результатов43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Архипова, Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2014. - 320 с.
Архипова, Е.Ф. Особенности логопедической работы при дизартрии / Е.Ф. Архипова // Коррекционная педагогика. – 2004. – №1, - 36-42 с.
Бабина, Г. В. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): учебно-методическое пособие / Г. В. Бабина, Л. И. Белякова, Р. Е. Идес; под ред. Г. В. Бабиной. – М.: Прометей; 2012. - 104 с.
Балобанова, В.П., Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.П. Балобанова, Л.Г. Богданова, Л.В. Венедиктова. – СПб, 2001.
Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия: учебное пособие для вузов по специальности - Логопедия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – М.: Владос, 2009. - 286 с.
Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии / Е. Н. Винарская. – М.: Просвещение, 1989. - 160 с.
Винарская, Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. - 141 с.
Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно-методическое пособие / Г.А. Волкова. – СЕЮ,: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 144 с.
Гуровец, Г.В. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии / Г.В. Гуровец, С.И. Маевская // Вопросы логопедии. – М.: МПГИ им. В.И.Ленина, 1978. -32-36 с.
Давыдова, М.П. Коррекция речи у детей с дизартрией / М.П. Давыдова. – Курск: Курский областной институт усовершенствования учителей, 2013. - 134 с.
Емельянова, И.Д. Развитие речи в условиях дизонтогенеза: учебное пособие / И.Д. Емельянова, С.В. Маркова – Елец: ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», 2019. – 182 с.
Журба, Л. Т. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни / Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова. – М.: Медицина, 1981. - 272 с.
Карелина, И.Б. Новые направления в коррек
Планируются упражнения, направленные на нормализацию моторики органов речи, укрепление голоса и дыхания. Также вводятся специальные упражнения для улучшения просодической стороны речи. Важным компонентом логопедических занятий является развитие мелкой моторики.
Чаще всего встречается псевдобульбарная дизартрия, в этом случае необходимо внедрять дифференцированный массаж (расслабляющий и укрепляющий) и артикуляционную гимнастику, учитывающую состояние мышечного тонуса отдельных мышц артикуляционного аппарата. Логопедическая работа включает в себя развитие речевого дыхания, интонационной и мелодичной речи, а также фонематического восприятия [5].
Лечение дизартрии проводится в различных типах учреждений. Это детские сады и школы для детей с тяжелыми нарушениями речи и языка, школы для детей с двигательными нарушениями (в результате детского паралича или ДЦП), логопедические отделения психоневрологических