Коррекционно-логопедическая работа по преодолению аграмматической дисграфии у младших школьников
Введение
Обучение грамоте – одна из важнейших задач начальной школы. Успешное усвоение ребёнком навыков письма в начальной школе служит залогом эффективности всего дальнейшего обучения.
Проблемы усвоения навыков письма во многом связаны с особенностями образовательной деятельности школьников: ученикам свойственны отсутствие направленности действий, неспособность анализировать и наблюдать последовательность заданий в классе. Без напоминаний учителя дети не стремятся себя контролировать, выявлять и исправлять допускаемые ошибки [1].
Проблема аграмматической дисграфии в начальных классах изучена достаточно широко. В настоящее время в отечественной логопедии освещены вопросы симптоматики, механизмов дисграфии, структуры этого речевого расстройства, разработаны как общие методологические подходы, так и направления, содержание и дифференцированные методы коррекции различных видов дисграфии (А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова).
Содержание
Введение 3
1 Теоретические основы коррекционно-логопедической работы для преодоления аграмматической дисграфии у младших школьников 7
1.1 Формирование письменной речи в онтогенезе 7
1.2 Понятие и виды дисграфии, аграмматическая дисграфия и особенности её проявления 10
1.3 Анализ методов диагностики аграмматической дисграфии у младших школьников 15
1.4 Способы устранения аграмматической дисграфии у младших школьников 20
Выводы по первой главе 26
2 Реализация системы занятий в преодолении аграмматической дисграфии у младших школьников 28
2.1 Изучение состояния письменной речи младших школьников и выявление аграмматической дисграфии 28
2.2 Система логопедической работы по реализации системы занятий в устранении аграмматической дисграфии у младших школьников 34
2.3 Отслеживание динамики и фиксация результатов логопедической работы в преодолении аграмматической дисграфии у младших школьников 45
Выводы по второй главе 49
Заключение 50
Список использованных источников и литературы 52
Приложение 58
Список использованных источников и литературы
Аристова, Т. А. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Т. А. Аристова, Н. Н. Яковлева. - Санкт-Петербург : КАРО, 2014. - 208 с.
Барылкина, Л. П. Эти трудные согласные: Как помочь ребёнку с нарушениями процесса письма и чтения / Л. П. Барылкина. – Москва : Просвещение, 2005. – 204с.
Безруких, М. М. Обучение первоначальному письму. Методическое пособие к прописям / М. М. Безруких. - Москва : Просвещение, 2016. - 13 с.
Власенко, И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи / И. Т. Власенко. - URL: https: https://search.rsl.ru/ru/record/01001546273 (дата обращения 18.11.2022).
Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие / Г. А. Волкова. - Москва : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. - 144 с.
Выготский, Л. С. Предыстория письменной речи. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Л. С. Выготский, И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. - URL: https: https://search.rsl.ru/ru/record/01001065374 (дата обращения 20.11.2022).
Голубец, О. Д. Формирование грамматического строя речи у дошкольников с ОНР / О. Д. Голубец. - Москва : Логопед, 2018. - 17 с.
Головин, Б. Н. Введение в языкознание / Б. Н. Головин. - URL: https: https://www.twirpx.com/file/62513/ (дата обращения 20.11.2022).
Городилова, В. И. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения / В. И. Городилова. – Москва : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 45с.
Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения / Т. Г. Егоров. - URL: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html (дата обращения 20.11.2022).
Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л. Н. Ефименкова. - Москва : Просвещение, 1991. - 224 с.
Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург : Литур, 201
Важное значение в структуре логопедических занятий по коррекции дисграфии занимает развитие аналитико-синтетической деятельности, слухового и пространственного восприятия, памяти, мышления, двигательной сферы. Полученные навыки устной речи закрепляются с помощью письменных упражнений. Поскольку расстройство письменной речи обнаруживается, как правило, когда ребенок идет в школу, то и коррекция дисграфии обычно проводится именно в этом возрасте.
Коррекцией дисграфии у младших школьников занимается логопед и детский психолог. Первый разрабатывает тактику занятий, направленных на устранение нарушений, а второй помогает ребенку преодолеть сложности в отношениях с одноклассниками и педагогами в школе, ведь таких детей обычно считают неспособными к обучению, и они часто становятся объектом насмешек [40]. Существует множество способов коррекции дисграфии у школьников младших классов, которые зависят от той или иной формы выявленной дисграфии