Формирование предложно-падежных конструкций у младших школьников с общим недоразвитием речи
ВВЕДЕНИЕ
Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются все высшие формы деятельности (игра, общение, труд и др.), в том числе психической (мышление, память, внимание, воображение и др). Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ему проще выражать свои чувства и желания, познавать действительность, строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Именно поэтому, очень важным условием полноценного речевого и психического развития, является правильное формирование грамматического строя, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, формирование социальных связей. Понимать речь окружающих, выражать собственные мысли ребенок не сможет, не овладев в полной мере грамматическим строем речи.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.7
Формирование предложно-падежных конструкций в онтогенезе…..7
1.2. Особенности формирования предложно-падежных конструкций у младших школьников с общим недоразвитием речи……………………….11
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………………………………………..16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ……………………………………..18
2.1.Диагностическое исследование и анализ уровня сформированности предложно-падежных конструкций у младших школьников с общим недоразвитием речи…………………………………………………………...18
2.2. Организация и содержание коррекционно-логопедической работы по формированию предложно-падежных конструкций у младших школьников с общим недоразвитием речи…………………………………………………25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2……………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алтынбаева Е.Г. Формирование предложно-падежных конструкций и преодоление недоразвития психических процессов: пространственного гнозиса и праксиса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.- Спб., Союз, 2000 - 132 с. [Электронный ресурс] URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01008512000(дата обращения: 10.02.2023).
2. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика// Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции. М., 2001 – 286 с. [Электронный ресурс] URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004246234 (дата обращения: 16.02.2023).
3. Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей / Т. П. Бессонова, О. Е. Грибова. - М. : АРКТИ, 1996 – 63 с. [Электронный ресурс] URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000869359 (дата обращения: 13.02.2023).
4. Волкова Л.С. Логопедия [Текст]: учеб. для студентов дефектол. фак. пед. Вузов/ Л.С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; под ред. профессоров, засл. деятеля науки РФ Волковой Л.С. и Шаховской С.Н. - Москва: ВЛАДОС, 1998 - 677 с.[Электронный ресурс] URL: https://search.rslМосква: ВЛАДОС, 1998 - 677 с..ru/ru/record/01000581848(дата обращения: 04.03.2023)
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - Спб., Союз, 1997 - 132 с. [Электронный ресурс] URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001764510 (дата обращения: 12.02.2023)
6. Выготский Л.С. Развитие трудного ребенка и его изучение // Проблемы дефектологии. М., 1995 – 524 с.[Электронный ресурс] URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001716293(дата обращения: 12.03.2023)
7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М: Детство-пресс, 2007. – 472 с. [Электронный ресурс] URL: https://spbl b.ru/en/catalog/-/books/10703553 (дата обращения: 11.03.2023)
8. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Часть 2. Синтаксис [Текст] / А.Н. Гвоздев – М.:КД «Либроком», 2009 – 352 с. [Электронный ресурс] URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005591932 (дата обращения: 1.04
Поэтому коррекционно-педагогическая работа с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи направляется на последовательное формирование предложно-падежных конструкций и на преодоление недоразвития психических процессов: пространственного гнозиса и праксиса [17].
Сочетание детьми словесных элементов, несочетаемых в системе грамматики усваиваемого языка, возможно только в том случае, если эти элементы извлечены ребенком из слитно воспринимаемого им языкового материала, что связано, как показали психофизиологические исследования последних лет, с процессами анализа и синтеза, протекающими в языковом сознании человека [31].
Кроме всего вышеизложенного, трудности усвоения предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи могут быть связанны с пространственным и оптико-пространственным фактором.