Логопедическая работа по коррекции нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Сегодня все больше внимания уделяется развитию специального (дефектологического) образования, направленного на работу с детьми, имеющими нарушения речевого развития и коммуникативных навыков. удовлетворение интересов и потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня резко возрастает число детей с различными видами речевых нарушений. В частности, широко распространены нарушения звукопроизношения, требующие своевременного выявления и проведения коррекционной работы. Это обусловлено, прежде всего тем, что звукопроизношение является важным этапом в развитии полноценной речи ребенка, лежит в основе не только говорения, но и понимания, восприятия устной речи на слух. От того, насколько четко ребенок воспринимает, дифференцирует звуки, произносит их, во многом зависит успешность всей коммуникативной деятельности детей, а также правильность письменной речи.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Развитие звукопроизношения в онтогенезе 6
1.2 Нарушения звукопроизношения у старших дошкольников 9
1.3 Методические подходы к коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста 17
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………………………………………………………...23
2.1. Организация и методика исследования 23
2.2. Констатирующий эксперимент и анализ его результатов 30
ГЛАВА 3 ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
3.1 Основные принципы, направления и методы логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения 35
3.2 Содержание логопедической работы 40
3.3 Контрольный эксперимент и анализ его результатов 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Авдулова Т.П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Авдулова Т.П., Хузеева Г.Р.— Москва: Прометей, 2013.— С. 202.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23997.html
2. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников/Е. С. Анищенкова. -М.: Астрель, 2017. – С. 13-14.
3. Арушанова А.Е. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2015. – c. 25-35.
4. Архипова Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи // Особый ребенок. - №4. – 2016. – С. 35-44.
5. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии/ Е.Ф. Архипова. - М.: Астрель, 2018. – с. 144-154.
6. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии / Е.Ф. Архипова. - М.: Астрель, 2018. – с. 210-222.
7. Бабина Г.В. Логопедия. Дизартрия [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Бабина Г.В., Белякова Л.И., Идес Р.Е.— Москва: Московский педагогический государственный университет, 2016.— С. 17.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/72499.html
8. Баряева Л.Б., Миккоева Н.В. Развивающие игры в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи // Вестник ТГПУ. - №6(147). - 2015. - С.163-166
9. Беспалова Н.В. Активные методы обучения – разновидность самостоятельной работы // Вологдинские чтения. Материалы конференции. Дальневосточный федеральный университет. – 2019. – № 74. – С. 93–96.
10. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой./ Р. Г. Бушлякова. - М.: «Издательство Детство-Пресс», 2016 .- С. 81-83.
Это важно, поскольку речевое развитие находится в тесной связи с моторным и двигательным развитием ребенка. Важная роль в развитии моторики отводится пальчиковой гимнастике, направленной на проработку тонких движений, на выработку точных и дифференцированных движений пальцами обеих рук. Если целенаправленно проводить работу по формированию мелкой моторики, речевые показатели также существенно улучшатся [34].
На данном этапе важно постоянно усложнять упражнения и повышать требования к ребенку.
На втором этапе проводится работа по выработке новых произносительных умений и навыков ребенка. Важно, чтобы работа включала упражнения, направленные на выработку основных артикуляционных укладов, а также на определение четкой последовательности работы над постановкой звуков. Это зависит от степени доступности звуков ребенку, от его индивидуальных и возрастных особенностей.