Формирование сплоченности коллектива младших школьников во внеурочной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Формирование сплоченности коллектива является актуальной проблемой в современном мире. Эта проблема связана с быстрым развитием науки и техники. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что большинство времени дети приводят в интернете. Это делает современного ребенка одиноким, потерянным, не способным к поиску друзей, оказанию поддержки другим участникам коллектива. Поэтому на первый план работы учителя выходит воспитание учеников в процессе внеурочной деятельности. Современный учитель решает задачи по формированию и развитию умений учеников жить, и реализовывать себя в коллективе.
При изучении требований к освоению основной образовательной программы начального общего образования, итогом должна быть не только всестороннее формирование личности, но и личность способная социализироваться в современном мире, что возможно только при создании группового взаимодействия.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………………7
1.1. Сущностная характеристика понятий «детский коллектив», «сплоченность коллектива»……………………………………………………7
1.2.Методические подходы к формированию сплоченности коллектива младших школьников……………………………………………………………11
1.3. Теоретическая модель процесса формирования сплоченности коллектива младших школьников во внеурочной деятельности…………………………15
Выводы по первой главе ………………………………………………………20
ГЛАВАII. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА МЛАДЩИХ ШКОЛОЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………22
2.1. Изучение уровня сплоченности коллектива младших школьников……22
2.2. Разработка программы по формированию сплоченности коллектива младших школьников во внеурочной деятельности…………………………25
Выводы по второй главе ………………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………33
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Наука, 2003. 224 с.
2.Белобородов, Н.В. Воспитательная роль классного коллектива: Методическое пособиеМ.: АРКТИ, 2007. 104 с.
3. Бэрон, Р., Джонсон Б. Социальная психология: ключевые идеи. СПб.: Питер, 2003.272с.
4. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие ля учителя. М: Просвещение, 2014. 223 с.
5. Донцов, А.И. Проблемы групповой сплоченности М.: МГУ, 2000. 128с.
6. Ивонтьева А.К. О технологии коллективного воспитания А.С. Макаренко // Современная педагогика(электронный журнал). 2014. № 11 URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/11/2843 (дата обращения: 04.05.2021).
7. Казакина, М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. СПб.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2001. 115 с.
8. Классному руководителю о воспитательной системе класса.: сб. ст. /под ред. Е.Н. Степанова. М.: Владос, 2000. 147 с.
9. Климова, К.Ю. Воспитание личности младшего школьника в коллективе// Новая наука: опыт,традиции,инновации (электронный журнал). 2016. №4.https://infourok.ru/user/1950282/blog/osobennosti-formirovaniya-klassnogo-kollektiva-mladshih-shkolnikov-42175.html (дата обращения 08.10.2021)
10. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. М.: Просвещение, 2004. 268с.
11. Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология. М.: ФОРУМ, 2009. 384 с.
12. Лепнева, О.А., Классный коллектив технология. М.: ООО «ЦГЛ», 2005. 128 с.
13. Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей. Общие условия семейного воспитания: учебное пособие. М.: Знание 1984. 400с.
14. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания // О воспитании детей в семье: Избранные педагогические сочинения А. С. Макаренко; под ред. Е. Н. Медынского. М.: Учпедгиз, 1955. С. 197–311.
15. Макаров, Ю.В. Формирование групповой сплоченности средствами социально – психологического тренинга:дис. … канн. пс. Наук.СПб.: 2010 г. №128
К ним относятся участие в спортивных секциях, кружках, творческих мастерских, участие в олимпиадах, конкурсах, в различных творческих классных вечерах. Игры, походы, занятия в библиотеке также относят к внеурочной деятельности.
Для достижения целей и задач по формированию сплоченного ученического коллектива важно не забывать развитие всех направлений внеурочной деятельности. Так как все виды внеурочной деятельности, организуемые в самых разнообразных формах, способствует полноценному развитию здоровой личности: физически, нравственно, психологически.
Для этого рекомендуется применять наиболее целесообразные формы внеурочной деятельности, которые способны раскрыть способности учеников, а также проявить их индивидуальность. Формирование интереса к различным видам деятельности поможет вовлечь ребенка и в совместную с ученическим коллективом деятельности.