Формирование мотивационной готовности будущих первоклассников к школе
ВведениеАктуальность исследования
Переломным моментом в жизни старшего дошкольника является поступление в школу. Эт связано с переходом к новому образу жизни, положению в обществе, взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми.
В отечественной психологии проблема готовности детей к школе изучалась в различных аспектах. В литературе выделяют разные виды готовности: личностная, интеллектуальная, волевая, эмоциональная, физическая и др.
В обществе и образовании в настоящее время произошли изменения, в результате которых в школах возросли требования к будущим первоклассникам по подготовке к обучению. Кроме этого, появилось огромное количество программ по подготовке детей к школе, у детей и взрослых изменилось отношение к обучению в школе.
Во многом от физической и умственной готовности будущих первоклассников зависит их успешность в школьном обучении.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования мотивационной готовности будущих первоклассников к школе 7
1.1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме подготовки детей к обучению в школе 7
1.2. Особенности мотивационной готовности дошкольников 10
Глава 2. Практическая часть работы по мотивационной готовности будущих первоклассников к школе 20
2.1. Подбор и описание методики по диагностики мотивационной готовности у старших дошкольников 20
2.2. Результаты исследования и разработка рекомендаций педагогам, воспитателям и родителям по подготовке детей к школе 23
Заключение 26
Список использованных источников 28
1. Бабанский Ю. К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М.: Педагогика, 2013. – 374 с.
2. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] / Л. И. Божович. – М.: МГУ, 1992. – 369 с.
3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д. И. Фильдштейна. – М.: Воронеж: НПО «МОДЭК», 2017. – с. 55-91
4. Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко, - 3-е изд. – Москва: Прайм-Еврознак, - 672 с.
5. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст] / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М.: Просвещение, 2012. – 277 с.
6. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 224 с.
7. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: Психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд.- М.: Академический Проект, 2005.-256с.
8. Гаврилина С. Е. Учимся считать [Текст] / С. Е. Гаврилина. – М.: Педагогика, 2013. – 225 с.
9. Запорожец А. В. Психология / А. В. Запорожец. – Воронеж: МОДЭК, 2011. – 230 с.
10. Ильин Е. П. Мотивация и мотив. – СПб.: Питер, 2002
11. Истратова О. Н. Справочник психолога начальной школы [Текст] / О. Н. Истратова. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 442 с.
12. Коваленко, А. С. Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе / А. С. Коваленко // Мир детства в современном образовательном пространстве: сб. статей студентов, магистрантов, аспирантов. Вып. 11. – Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2020. – С. 74-76. – Библиогр.: с. 76 (3 назв.)
13. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе [Текст] / Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова. – М.: Высшая школа, 2017. – 274 с.
14. Леонтьев А. Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст] / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144 с.
15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 2017. – 304 с.
16. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе [Текст] / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 256 с.
Если при этом у него слабо выражены мотивы достижения, то он может быстро начать отставать в обучении, даже вопреки хорошо развитой познавательной потребности. Это происходит из-за того, что в первом классе большое количество заданий, особенно по письму, не вызывающих у обучающихся непосредственного интереса, которые при этом требуют большой усидчивости и концентрации внимания. Следовательно, дети с доминирующей познавательной мотивацией и слабо выраженной социальной мотивацией обучения могут быть менее готовыми к школьному обучению, чем дети с доминированием социальных мотивов учения.