Проблема профессиональной компетентности современного учителя как условие его эффективности
ВВЕДЕНИЕПотребность населения нашей страны в преподавателях, которые способны реализовать гуманную позицию к ученикам и к себе, позволяет привести к актуальному состоянию проблему повышения психологической компетентности учителя. Задача учителя – организовывать учебно-воспитательный процесс, в котором предстоит решать цикл психолого-педагогических вопросов: осознавать психологические особенности учебной деятельности; психологические характеристики учащихся, как субъектов учебной деятельности; взаимодействие участников в процессе учебной деятельности; помогать ученикам развивать способности и навыки. В данном случае актуальное значение имеют слова Л.С. Выготского: «…так как процесс воспитания есть процесс психологический, то знание общих основ психологии помогает … научной постановке этого дела» [22].
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА 7
1.1. Понятие профессиональной компетентности 7
1.2. Особенности профессиональной компетентности педагога в сравнении с другими специальностями 13
1.3. Аспекты профессиональной компетентности педагога 18
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА 26
2.2. Общая характеристика психолого-педагогических условий формирования профессиональной компетентности 26
2.2. Нормативные требования к технологическим умениям педагога 29
2.3. Пути формирования профессиональной компетентности педагога 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова. Педагогическая психология: Учебное пособие, 2-е изд., перераб., дополн.-2019.-333с.
А.П. Рябцева. Профессиональная компетентность – основа качественного образования. 2019/2017
Бешкенова Н. М. Профессиональная компетентность и технологическая культура педагога в аспекте современных требований, 2019.
Борисов В. В., Ягупец С. Ю. Проектно-технологическая компетентность как составляющая профессиональной компетентности будущего учителя технологий // Молодой ученый. — 2020. — №12. — С. 716-721.
Г. А. Виноградова. Профессиональная мотивация и направленность личности педагога. // Вестник Самарского государственного университета. 2020. №4 (126)
Джаппуева Н. М. Позиция педагога как фактор развития детского коллектива. 2019
Е. А. Климов. Психолоrия профессионального самоопределения: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2019. 304 с.
Е. Б. Кириченко, О. Г. Важнова. Профессиональная позиция педагога во взаимодействии с детьми – сиротами. // Ярославский педагогический вестник. – 2020 – №1 – том 2 (Психолого-педагогические науки).
И. С. Решетова, Е. Н. Красикова. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности. // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2020., том 20
Л. В. Марищук. К вопросу о способностях, профпригодности и профессиональном психологическом отборе // Вестник московского университета. Серия 14. Психология. 2021. №4
Маркова С. М. Технологическая компетентность педагога профессионального обучения, 2020.
Мирошниченко Н. И. Профессиональная компетентность педагога в индивидуальном аспекте, 2020.
Мухаметзянова Н.В. Психолого-педагогические аспекты деятельности будущего педагога // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6.
Н. А. Остапчук. Педагогический такт как основа мастерства преподавателя. // Международный научный журнал «Символ науки» №9/2019
К ним можно отнести коммуникабельность, которая не обязательна библиотекарю или писателю, композитору, особенно важны коммуникативные способности учителя в общении с детьми, если он работает в школе, лицее или колледже. Поскольку такой учитель большую часть времени проводит с детьми, он должен уметь найти подход к каждому ученику и установить контакты как с учащимся в отдельности, так и со всем классом. Также, важным качеством педагога является честность перед учениками. От того, на сколько честен и открыт будет учитель перед обучающимися, зависит их степень доверия к учителю: к его словам и действиям, обещаниям. При этом, чем младше является ученик, тем важнее наличие этого качества. Так, дети очень чувствительны к моральным чертам учителей, поэтому если учитель говорит одно, а делает другое, то доверие к нему утрачивается.