Формирование временной перспективы у подростков
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования в подростковом возрасте один из решающих этапов становления личности. Как и другой возраст, он имеет свои особенности, проблемы, знание психологической сущности которых позволяет более продуктивно создавать образовательный процесс в настоящее время. Множеством ученых признается, что подростковый и юношеский возраст представляется ключевым периодом становления личных убеждений и умения самостоятельно строить свой жизненный путь. Но в текущий момент ситуация развития для подростков осложнена проблемами социального преобразования нашего общества, в связи с чем необходимо изучение психологии современных подростков и юношей/девушек, в частности специфик развития восприятия себя в прошлом, настоящем и будущем.
Подросток, юноша обращен в будущее, устремленность в будущее составляет "аффективный центр" всей его внутренней жизни (Л. Божович), [3] и это признается практически всеми психологами.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
Глава 1. ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА8
Онтогенетические развитие представлений о времени и особенности формирования отношения ко времени у подростков…8
Исследования временной перспективы в психологии......................12
Психологические особенности подростков24
Вывод по 1 главе………………………………………………………………….30
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ31
2.1. Организация процедуры исследования31
2.2. Методы исследования временной перспективы32
2.3. Результаты исследования33
2.4. Анализ и интерпретация полученных результатов...............................33
2.5 Вывод по 2 главе…………………………………………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................................................................37
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….39
Абульханова - Славская, К. А. Жизненные перспективы личности / К. А. Абульханова – Славская [Текст] // Психология личности и образ жизни. — Москва: Федеральное государственное унитарное предприятие "Академический научно-издательский, производственно-полиграфический и книгораспространительский центр "Наука", 1987. — С. 137-145.
2. Абульханова - Славская, К. А. Личностная регуляция времени / К. А. Абульханова – Славская [Текст] // Психология личности в трудах отечественных психологов. — Москва: Федеральное государственное унитарное предприятие "Академический научно-издательский, производственно-полиграфический и книгораспространительский центр "Наука", 1990. — С. 114-129.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович —. — Москва: «Просвещение», 1968 — 464 c.
4. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. // Собрание сочинений в 6 т.: Т. 3: Проблемы развития психики. [Текст] / Выготский Л. С. —. — Москва: «Педагогика», 1983 — 368 c.
5. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет [Текст] / И. Ю. Кулагина — 5-е изд. — Москва: «УРАО», 1999 — 176 c.
6. Левин К. Определение понятия "поле в данный момент" [Текст] / Левин К. // Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризиса. — 1980. — № . — С. 131-145.
7. Кон, И. С. Психология ранней юности [Текст] / И. С. Кон —. — Москва: «Просвещение», 1989 — 254 c.
8. Буреломова, А. С., Собкин B.C. Кросскультурный анализ ценностных ориентаций современных подростков [Текст] / А. С. Буреломова, Собкин B.C. // Социальная психология и общество. — 2012. — № 1. — С. 100-112.
9. Толстых Н.Н. Использование методики неоконченных предложений для изучения временной перспективы // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. М., 1988.
10. Толстых, Н. Н. Использование методики неоконченных предложений для изучения временной перспективы / Н. Н. Толстых [Текст] // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. — Москва: Академия педагогических наук СССР, 1988. — С. 95-109.
11. Цукерман, Г. А., Мастеров, Б. М. Психология саморазвития [Текст] / Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров —. — Москва: «Интерпакс», 1995 — 286 c.
12. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. [Текст] / Эриксон Э. —. — Москва: «Прогресс», 1996 — 340 c.
С другой стороны, временная перспектива-это способность видеть себя в будущем, наличие конкретных жизненных целей и сформированного научно-нравственного мировоззрения, которое не только мотивирует действия, но и выполняет функцию организации всех других желаний и стремлений человека, включая формирование иерархии мотивов. Давайте еще раз остановимся на формировании нравственного мировоззрения. Моральное мировоззрение воплощает в себе моральные устремления ученика, которые, в свою очередь, организуют как сами устремления, так и связанное с ними поведение. Нравственные установки формируются задолго до школы, но только в подростковом возрасте их влияние на деятельность, отношение и поведение становится особенно выраженным.
Другой аспект проблемы временной перспективы. Л.И. Божович рассматривает кризис подросткового возраста и связывает его с появлением в этот период уровня самосознания.