Развитие воображения младших школьников с помощью наглядных методов обучения
ВВЕДЕНИЕ
Проблема методов обучения является одной из важнейших в педагогической науке и в практике школьного обучения, так как учебные методы - это главные инструменты, с помощью которых учитель преподносит учащимся основы наук, развивает у них познавательные способности, обеспечивает развитие личности, формирует научное мировоззрение.
Педагогикой накоплен богатый арсенал методов обучения. Их классифицируют на различные группы в зависимости от источников восприятия информации и дидактических задач. Методы сочетаются и комбинируются в процессе обучения, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся. Для этого используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности — словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной работы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
Глава 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ6
1.1. Ретроспективный анализ проблемы методов обучения в истории педагогики6
1.2. Специфика использования наглядных методов обучения в начальной школе13
1.3. Особенности воображения младших школьников25
Выводы по главе 131
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ПОМОЩЬЮ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ33
2.1. Диагностика исходного уровня развития воображения младших школьников33
2.2. Развитие воображения младших школьников с помощью наглядных методов 35
2.3. Рекомендации для учителей начальных классов38
Выводы по главе 241
ЗАКЛЮЧЕНИЕ43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Сказка «Кот и петух» 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Игра «Презентация мира» 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексюк А. Н.. Проблемы методов обучения в общеобразовательной школе. — М., 1979. — 67 с.
2. Артемов В.А. Психология наглядности при обучении. — М.: Просвещение, 1998. — 176 с.
3. Бабанский Ю. К.. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -М., 1985. — 112 с.
4. Головин С.Ю. Психология. М.: Просвещение, 2001. — 463 с.
5. Голант Е. Я.. Методы обучения в советской школе. -М., 1957.— 65с.
6. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. педвузов. — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 96 с.
7. Данилов М. А., Есипов Б. П.. Дидактика. -М., 1957. — 114 с.
8. Дудецкий А. Я; Алхимов Д. Д. Сравнительная характеристика воссоздающего воображения у учащихся 1, 2, 3 - го и 4 - го классов. — Уч. зап. СГПИ. Смоленск, 1957, вып. IV, ч. П. — 98 с.
9. Зельманова Л.М. Наглядности в преподавании русского языка: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1984. — с. 159.
10.Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: Знание, 2001. — 165 с.
11.Караева С.А. Использование карточек с картинками на уроках русского языка: наглядный материал. // Начальная школа. — 2003. - № 8 — с. 46.
12.Кирюхина О. Использование на уроках русского языка пословицы и поговорки. // Начальная школа. — 2001. — № 9. — с. 50
13.Коменский Я.А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения./ Я.А. Коменский. В 2-х т. — М., 1982, т. 1. — 384 с.
14.Крутецкий В.А. Роль воображения в жизни младших школьников. М., 1986. — 253 с.
15.Лащик Я. Развитие теории и практики педагогики творчества. Автореф. дис. докт. пед.наук. Рос. акад. образования, Ин-т теорет. педагогики и междунар. исслед. в образовании. - М., 2004.- 37с.
16.Лернер И. Я., Дидактическая система методов обучения, М., 1996. — 188с.
К ним относятся, например, таблицы по обучению грамоте, по русскому языку, для составления и решения задач, к урокам внеклассного чтения. Одни таблицы используются в качестве иллюстраций при объяснении нового материала, другие - как источник дополнительной информации для уточнения, расширения знаний учащихся, как материал для организации тренировочных упражнений. Особое место занимают справочные и инструктивные таблицы: «Правильно черти и измеряй», «Правильно сиди при письме», «Правила дорожного движения» и т. д. Они предназначены для длительного пользования. При наличии в них фотографий многие иллюстрации могут выполнять не менее важные обучающие функции, чем наглядные демонстрационные пособия. Так, например, в учебниках русского языка много рисунков. Они позволяют организовать разнообразную работу.