Взаимодействие педагогов и родителей в процессе воспитания духовно-нравственных качеств личности младшего школьника
ВВЕДЕНИЕ
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию обучающихся. Одним из необходимых личностных результатов является формирование уважительного и доброжелательного отношения к окружающим, особое признание индивидуальности каждого человека, а также неприятие всякого проявления агрессивного поведения.
Многие ученые и педагоги изучали проблему духовно-нравственного воспитания детей, такие как А.С. Макаренко, Л.С. Выготский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и многие другие. Их исследования не только раскрыли вопросы формирования личности в рамках различных видов деятельности, но и определили важность межличностных отношений в процессе воспитания.
Однако особое значение в формировании духовных и нравственных ценностей имеет семья. Именно семья является первой социально значимой группой для ребенка.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования организации взаимодействия педагогов и родителей в процессе воспитания духовно-нравственных качеств личности младшего школьника 1.1.
Психолого-педагогическая основа воспитания духовно-нравственных качеств личности младшего школьника 5
1.2. Роль семьи в процессе воспитания духовно-нравственных качеств личности младшего школьника 17
1.3. Взаимодействие педагогов и родителей в процессе воспитания духовно-нравственных качеств личности младшего школьника 21
Выводы по первой главе 27
Глава II. Опытно - экспериментальная работа по организации взаимодействия педагогов и родителей в процессе воспитания духовно-нравственных качеств личности младшего школьника 2.1. Методы исследования в рамках констатирующего эксперимента 29
2.2.
Опытно-экспериментальная проверка комплекса занятий младших школьников по вопросам воспитания духовно-нравственных качеств личности 32
2.3. Методические рекомендации к созданию педагогических условий по вопросам воспитания духовно-нравственных качеств личности младшего школьника 40
Выводы по второй главе 43
Заключение 45
Список литературы 50
Приложения 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амонашвили, Ш.А. Основы гуманной педагогики. Книга 3. Школа жизни . - М.:Свет, 2015. - 320 с.
2. Аникина И., Базина Т., Ахапкина А. Воспитательное пространство: социокультурная среда и традиции семьи // Народное образование. — 2015. — 7. — С. 48—53.
3. Бикметов Е.Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида // Социологические исследования. — 2014. — 9. — С. 86.
4. Барышников Е.Н. Становление воспитательной системы образовательного учреждения: учеб.-метод. пособие. — СПб.: СПб АППО, 2012. — (Петербургский опыт общего развития).
5. Белецкая Е. А., Иванова Т. И. Формирование культуры поведения младших школьников в социокультурном пространстве образовательного учреждения (практический подход) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 4. – С. 231–235.
6. Будникова, В. В. Добрым быть совсем не просто / В. В. Будникова // Воспитание школьников. –2013. – № 8. – С. 20–25.
7. Валеев, Д.Ж. О моделях этического поведения в различных сферах человеческой деятельности / Д.Ж.Валеев // Социально-гуманитарные знания. – 2012. - №2. – С.196-207.
8. Вершловский С.Г. Семья в гуманистическом контексте // Школа и семья: основа союза. Из опыта работы школ-лабораторий / КО СПб.; СПб АППО. — СПб.: СПбЦИТиТ, 2012. — С. 6—21.
9. 10. Выготский, JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. / JI.C.Выготский //Союз - №11 -2014.-С. 67-69
10. Воликова, Т. В. Учитель и семья: пособие для учителей. / Т. В. Воликова. –2-е изд., перераб.– М. : Просвещение, –2013. – 111с.
11. Глушкова, В. С. Система согласования с семьей целей и способов развития ребенка в процессе обучения в школе / В. С. Глушкова // Классный руководитель. – 2011. – № 9 – С. 32–34.
12. Гнатенко, О. А Взаимодействие семьи и школы в интересах ребенка / О. А. Гнатенко // Народное образование. – 2009. – № 9. – С. 19 –21.
13. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2014. – 272 с.
14. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2010.
15. С.В. Теоретические аспекты изучения проблемы развития коммуникативных умений // Материалы 48 научно-методической конференции. – Ставрополь: СГУ, 2013. – С. 36-37
В семье возникает чувство преемственности поколений и причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.
Взаимодействие педагогов и родителей в процессе воспитания духовно-нравственных качеств личности младшего школьника
В настоящее время, основной целью национального образования считается внедрение духовно-нравственных ценностей как основы для ориентации личности в обществе, для определения целей и мотиваций в жизни и для возможности самореализации молодого поколения. В этом контексте, наиболее актуальной проблемой является воспитание и формирование духовно-нравственных ценностей учащихся. Чтобы решить эту задачу, необходимо изучить опыт народной педагогики, изучение христианской этики с точки зрения семейного воспитания и формирования ценностей.