Особенности проявления агрессивности у младших школьников с ОВЗ в системе межличностных отношений
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Наиболее часто встречающимися, устойчивыми и крайне тяжело коррегируемыми в младшем школьном возрасте, являются проявления агрессивности, своевременная нормализация которых, станет залогом гармоничного личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основными патологическими проявлениями агрессивности у ребенка являются: высокая частота агрессивных действий (более четырех в течение часа); преобладание физических форм агрессии над вербальными; стремление причинить сверстнику физическую боль или страдание; недостаточное развитие коммуникативных навыков; сниженный уровень произвольности; неразвитость игровой деятельности; нарушения в отношениях со сверстниками, другой ребенок – противник, конкурент, препятствие, которое надо устранить; неконструктивное, конфликтное разрешение проблемной ситуации, приписываемая враждебная атрибуция (намерения); и главное – невнимание к сверстникам, неспособность видеть и понимать их
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ……………………………………………….
1.1 Развитие личности младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья……………………………………………………………………………..
1.2 Особенности проявления агрессивности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья…………………………………………
1.3 Понятие системы межличностных отношений и её особенности в младшем школьном возрасте………………………………………………………...............
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………………………………….
2.1 Организация и методы исследования…………………………………………
2.2 Анализ и обработка результатов исследования……………………………..
2.3 Программа развивающих занятий по оптимизации межличностных отношений младших школьников с ОВЗ……………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андрущенко, Т.Ю. Кризис развития ребенка семи лет: Психодиагностика и коррекционно-развивающая работа психолога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Т.Ю. Андрущенко, Г.М. Шашлова –М.: Академия, 2003. - 96 с.
2. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина // - М.: Изд-во Ось. – 1997. – 224 с.
3. Акрушенко, А.В. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / А.В. Акрушенко, О.А. Ларина, Т.В. Катарьян. - 2-е изд. - Саратов: Научная книга, 2019. -127 c. - ISBN 978-5-9758-1772-3. - Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/81045.html.
4. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. –212 с.
5. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб.: Питер. - 2001. -. 352 с.
6. Бэрон, Р. Социальная психология / Р. Бэрон, Д. Бирон, Б.Джонсон // - СПб.: Изд-во Питер. – 2003. – 512 с.
7. Воронцова, Е.Г. Особенности активных форм поведения младших школьников [Электронный ресурс]/ Е.Г. Воронцова //Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина: электрон. науч. журн. - 2011. - No2. - С.30-37.
8. Годовникова, Л.В. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации: учебно-методическое пособие / Л.В. Годовникова, О.В. Бок, Л.И. Мин, Р.И. Политова; под общ. ред. Л.В. Годовниковой. -Белгород: ООО «Эпицентр», 2017. -144 с.
9. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. - Минск: Харвест. - 1998. - 358 с.
10. Долгова, А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция / А.Г. Долгова. - М.: Генезис. - 2009. -216 с.
Помимо принятия своих особенностей, приходится принимать свою не успешность в детском коллективе. Существую проблемы нетребовательности и неавторитетности родителей для ребенка, в силу неадекватного выстраивания взаимоотношений в семье: неумение любить своего ребенка, странное распределение обязанностей, несправедливые наказания, соперничество с братьями и сёстрами. Такие ситуации приводят к накоплению агрессии ребенка в стенах дома и выплескивания её в образовательных учреждениях [25].
Конечным результатом преодоления агрессивности ребенка заключается в том, чтобы дать ему понять: есть иные способы проявления силы и привлечения внимания, гораздо более приятные с точки зрения ответной реакции окружающих. Данное знание окончательно сможет усвоиться ребенком только в том случае, когда родители, учителя и психологи будут давать ребенку аналогичную информацию.