Характеристика произносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией
ВведениеВесь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, ее произносительной стороны. Ребенок проделывает большую аналитико-синтетическую работу, в которой наблюдает, сравнивает, анализирует, делает выводы о речи окружающих, что в конечном итоге приводит к элементарному осознанию языка и его функционально-выразительных возможностей в речи (А.Н.Гвоздев, А.Н.Леонтьев).
В последнее время большое количество детей имеют такое нарушение произносительной стороны речи, как дизартрия. Особенностями проявления этого нарушения занимались многие специалисты: Е.Ф. Архипова, Л.И. Белякова, О.В. Правдина и др.
Все современные авторы единодушны в том, что изучение проблемы дизартрии должно сочетаться с ее неврологическим, логопедическим и психологическим аспектами исследования. При нарушенном развитии у детей имеются дефекты речи в сочетании с нормальным слухом и сохранным интеллектом.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения произносительной стороны речи у детей с дизартрией 5
1.1 Развитие произносительной стороны речи в отнтогенезе…........................5
1.2 Особенности произносительной стороны речи у детей с дизартри-ей…………………………………………………………………..…….…….….14
Глава 2. Изучение произносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией 18
2.1 Изучение произносительной стороны речи у детей с дизартрией…......18
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента ……………………27
Заключение 28
Список литературы и источников………………………………………………29
Список литературы
Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие. / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 319 с
Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия/Л.И.Белякова, Н.Н.Волоскова. – М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС.2009,-287 с.
Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка [Текст] / Е. Н. Винарская. – М.: Просвещение, 1987
Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии: учеб. Пособие для студентов высших и средне-специальных педагогических учеб.заведений/Под ред. Л.С.Волковой, В.И.Селиверстова. – М.:Гуманит.из.центр ВЛАДОС, 1977. – 560 с.
Волосовец, Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. / под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2002. – 200 с.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев - М.: Изд-во АПИ РСФСР, 1961. - 471 с.
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения: сборник методических рекомендаций [Текст] / – СПб.: «Детство-Пресс», 2000
Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин - М. Изд. «Наука» 1982г.
Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. – М.: Владос, 2018. – 279 с
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - Ростов-на-Дону: “Феникс”, СПб: “Союз”, 2004. -224с.
Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] - М.: 1968. - 200 с.
Логопедия: учебник для ВУЗов. Под редакцией Л.С. Волковой. - М.: ВЛОДОС , 2009. - 703с.
Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - СПб: «Союз», 2005.
Лопатина, Л.В. Приемы логопедического обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения / Л.В. Лопатина. // Дефектология – 1986. – С. 64 – 70.
Средний дошкольный возраст. К четырем годам отмечается появление многих звуков. Большинсво детей правильно произносят такие ранее непроизносимые звуки, как звуки «ы, э, х», приближают к норме и более четко произносят свистящие звуки, появляется «ц» (некоторые лишь приближают к норме и в 3 года произносят его как «тц» или «тс»). У некоторых появляются звуки позднего онтогенеза ( «ш, ж, ч, щ, р,л»), но как правило, большинство детей не прозносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими твердыми свистящими (ш-с, ж-з,ч- ц, щ- сь). Сонорные «р, рь, л» заменяются на «й или ль». С появлением шипящих наблюдается обратная замена, когда вновь появившиеся звуки произносят и в тех словах, где их употребление неуместно («капушта», «клизовник»). Однако такие замены чаще наблюдаются во вновь овладеваемых словах, в давно усвоенных словах ребенок может, по – прежнему, произносить вместо шипяших свистящие звуки.