Развитие связной речи младших школьников посредством дидактических игр
В 3-4 классах предлагают детям такой вид творческого пересказа, как пересказ - сравнительная характеристика с изменением лица.
Следующие вид задания - составление устного рассказа. Очень важно, правильно обучить устному рассказу. Устные рассказы имеют свою специфику, которая связана с особенностями устного слова. Они необходимы для развития связной речи учащихся. Они сначала составляются коллективно в соответствии с требованиями учителя, а затем, по составленному плану, обучающийся воспроизводит устный рассказ самостоятельно.
Следующий вид работы по развитию связной речи, который можно использовать на уроках литературного чтения - словарная работа.
Словарная работа - целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР4
1.1. Развитие связной речи младших школьников как актуальная проблема начальной школы 4
1.2. Особенности развития связной речи младших школьников9
1.3. Значение дидактических игр для развития связной речи младших школьников12
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ16
2.1. Диагностика развития связной речи младших школьников посредством дидактических игр16
2.2. Диагностические методики развития связной речи младших школьников25
2.3. Результаты педагогического эксперимента для развития связной речи младших школьников посредством дидактических игр ………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аванесова В.Н.Дидактическая игра как форма организации обучения детей. М.: Просвещение, 2014. 215 с.
2.Анзорова С.П.,Платов А.В.Игровое обучение на базе платформы виртуальной реальности Sесоnd Lifе //Глобальный научный потенциал. 2019. № 12. С. 10-13.
3.Артеменко О.И.,Анзорова С.П.Использование средств речевой деятельности при обучении родному языку //Современные гуманитарные исследования. 2019. № 3. С. 43-45.
4.Бронникова, Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников. / - М.: Начальная школа. – 2003. - №10. -С.41-44
5.Выготский Л.С.Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. 2016. № 6. С. 6276.
6.Глухов В.П.,Труханова Ю.А.Наши дети учатся сочинять и рассказывать. М.: Аркти, 2015. 24 с.
7.Добрынин Н.Ф.Воспитание у учащихся внимания на уроке //Начальная школа. 2015. № 9. С. 34-37.
8.Жукова Н.С.,Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. М.: Медицина, 2013.
9.Жукова Н.С.,Мастюкова Е.М.,Филичева Т.Б.Логопедия. Екатеринбург, 2012.
10.Жукова Н.С.Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. - М.: Соц.-полит, журн., 2014. - 96 с.
11.Курилова Т.Л.Игра и школьник // Развитие детей младшего школьного возраста в игровой деятельности. СПб.: Детство-пресс, 2016. С. 29-37.
12.Левина Р.Е.Об изучении и обучении детей с глубокими растроствами речи // Психологопедагогические проблемы восстановления речи при черепно-мозговых ранениях. - М.: Изв. АН РСФСР, - 1945. - Вып. 2. - С. 121-128.
13.Левина Р.Е.Основы теории и практики логопедии. -М.: Просвещение. - 2018. - 133 с.
14.Лопатина Л. В.,Серебрякова П. В.Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.: Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2011. 191 с.
15.Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 2011.
16.Новикова-Иванцова Т.Н.От слова к фразе. М., 2016.
17.Смирнова Е.А.,Ушакова О.С.Использование серий сюжетных картин в развитии связной речи младших школьн
В младшем школьном формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию этих двух форм речи протекает параллельно. ьный
Ряд ученых считают, что хотя овладение элементарной диалогической речью первично по отношению к монологической и подготавливает к ней, качество диалогической речи в ее зрелой развернутой форме во многом зависит от владения монологической речью. Таким образом, обучение элементарной диалогической речи должно подводить к овладению связным монологическим высказыванием и потому, чтобы последнее могло быть как можно раньше включено в развернутый диалог и обогащало бы беседу, придавая ей естественный, связный характер.
Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах.