Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с РАС
Введение
В современном мире сложилось устойчивое понимание аутизма как некоторого состояния, при котором человек избегает контактов с людьми и сторонится общества. Такое мнение сложилось под воздействием литературных и кинематографичных картин. Устоявший образ необычного человека, который не понимает окружающих и сам остается непонятым, да и к тому же обладает незаурядным интеллектом плотно укоренился в голове людей. Но кто же такие аутисты в общем понимании.
Впервые этот термин был использован в 1911г. немецким психиатром Э. Блейлером, так он выделил больных шизофренией, которые жили в мире собственных фантазий. Позже в зарубежной литературе аутизм был рассмотрен как специфику поведения, как защитный механизм в ответ на агрессивную окружавшую среду или душевную боль. В отечественной психиатрии было выдвинуто два варианта, В. П. Осипов говорил, что «аутизм — это разобщенность больных с внешним миром» [46], а В. А. Шкляровский под аутизмом понимал расстройство личности и своего «Я»
Оглавление
Введение3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с РАС10
1.1.Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста с РАС10
1.2. Понятие «элементарные математические представления».25
1.3. Особенности обучения детей 4-5 лет с РАС37
Выводы по 1 главе.41
Глава 2. Изучение уровня сформировоности элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с РАС45
2.1.Организация и условия проведения эксперимента45
2.2.Диагностика уровня сформировоности элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с РАС.45
2.3. Исследование уровня сформировоности элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с РАС.45
Выводы по 2 главе.45
Глава 3 Опытно-экспериментальная работа по формированию элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с РАС46
3.1 Организация работы по формированию элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с РАС.46
3.2 Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента.74
Заключение79
Список литературы:83
Список литературы
:Абрамова Г. С. Возрастная психология [текст] / Г. С. Абрамова – М: Академия, 2017. – 702 с.
Азбукина В.С. Особенности элементарных математических представлений у умственно отсталых детей дошкольного возраста [Текст] // Коррекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных учреждениях / под ред. Н.Г. Морозовой. – М.: Изд-во АПН СССР, 1979. – С. 28-33.
Аппе, Ф. Введение в психологическую теорию аутизма: пер с англ./Ф. Аппе. — М., 2006 [Электронный ресурс] // электронная библиотека Royallib.ru. Режим доступа: http://royallib.ru/ (дата обращения: 2.04.17).
Аутичный ребенок - проблемы в быту: методические рекомендации по обучению социально-бытовым навыкам аутичных детей и подростков / под ред. С.А. Морозова. — М.: Общество помощи аутичным детям «Добро», 1998. — 73 с.
Аршатская, О.А. О психологической помощи детям раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма: взаимодействие специалистов и родителей / О.А. Аршатская // Дошкольное воспитание. — 2006. — №8. — С. 63-70.
Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет [Текст] / Н.А. Арапова-Пискарева. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 200 с.
Баишева, М. И. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста: учебно-методический комплекс [Текст] / М. И.Баишева // Институт развития образования. Пед.институт ЯГУ – Якутск: Изд. ИРОМА РС (Я), 2000. – 144 с. демия, 2017. – 702 с.
Баряева Людмила Борисовна. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002. — 479 с. [Серия «Коррекционная педагогика»]..
Башина В. М. Аутизм в детстве. М.: Медицина, 1999.236 с.
Беттельхейм Б. Пустая крепость: Детский аутизм и рождение Я. М.:Академический Проект: Традиция, 2004.783 с.
Белошистая А. В. Форм
Видоизменение геометрических фигур, окружающих объектов, контурных, незаконченных изображений в соответствии с поставленной задачей и т.д.
Таким образом, понятие «математические представления» включает в себя разнообразный круг представлений и понятий о времени и пространстве, величине, форме количестве и счёте.
Цели формирования элементарных математических представлений (ФЭМП):
- Развитие математического мышления и логического мышления.
- Формирование базовых понятий математики, таких как количество, форма, размер, объем и т.д.
- Развитие навыков счета и умения работать с числами.
- Развитие умения сравнивать и классифицировать объекты по различным признакам.
- Развитие навыков решения простых математических задач.
- Развитие пространственного мышления и умения ориентироваться в пространстве.
- Подготовка к дальнейшему изучению математики.
Педагогические приёмы ФЭМП