Формирование культуры природопользования у младших школьников во внеурочной деятельности

Скачать хорошую диссертацию на тему: Формирование культуры природопользования у младших школьников во внеурочной деятельности. В работе рассматривается процесс формирования культуры природопользования у младших школьников через курсе внеурочной деятельности.
Author image
Fadis
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
01.09.2024
Объем файла
207 Кб
Количество страниц
62
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2800 руб.
3500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Ускорение темпов научно-технического прогресса характеризуется все усиливающимся антропогенным воздействием на природную среду.
При этом неизмеримо возросли практические возможности как положительного, так и негативного влияния человека на природу. Своим потребительским отношением к природе люди уже нанесли ей непоправимый ущерб. Почвенный покров земли, атмосфера и гидросфера загрязняются отходами производства. Началось загрязнение околоземного космического пространства частями разрушающихся космических аппаратов.
По мнению ряда отечественных и зарубежных ученых (Н.Н. Моисеев, И.Д. Зверев, Н.А.Рыков, Г.А.Ягодин, С.О.Шмидт и др.) вопрос о выживании человечества во многом зависит от уровня экологической образованности 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ12
1.1. Понятие «культура природопользования» в научно-геоэкологических и психолого-педагогических исследованиях12
1.2. Проектная технология в психолого-педагогических исследованиях17
1.3. Анализ учебно-методической литературы по проблеме формирования культуры природопользования во внеурочной деятельности23
Выводы по первой главе25
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ28
2.1. Методическая система формирования культуры природопользования у младших школьников в процессе изучения курса внеурочной деятельности28
2.2. Методические условия формирования культуры природопользования у младших школьников в процессе изучения курса внеурочной деятельности «Друзья природы» на основе игровых технологий33
2.3. Педагогический эксперимент49
Выводы по второй главе66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ74

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абдуллаев, З. Экологическое отношение и экологическое сознание школьников / З. Абдуллаев // Народное образовнаие. – 2011. – №2. – С. 186–190.
Амирханова, Е.Н. Современные образовательные технологии: российский и зарубежный опыт. Монография / Е.Н. Амирханова. – Тамбов: Старт, 2020. – 640 с.
Антонова, Е.В. Культура природопользования и ее изучение в научной литературе / Е.В. Антонова // Современные аспекты изучения экологической культуры. Сборник статей. – М.: Академический проект, 2022. – С. 85–98.
Барсукова, И.М., Чадова, Р.В. Современные психолого-педагогические исследования в контексте социальных преобразований: теория и методика / И.М. Барсукова, Р.В. Чадова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной науки». – Тамбов: Тамбовский государственный университет, 2023. – С. 90–101.
Бобылева, Л.Д., Бобылева, О.В. Экологическое воспитание младших школьников / Л.Д. Бобылева, О.В. Бобылева // Начальная школа. – 2003. – № 5. – С. 64–75.
Велигодская, А.В. Экологическая культура школьников / А.В. Велигодская. – Пермь: Звезда, 2021. – 356 с.
Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский / Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1991. – 480 с.
Гавриленко, Т.А., Самоходова, Е.Н., Хариненко, Н.Е. Проектный метод как эффективная технология обучения в современном мире: теория и методология исследования / Т.А. Гавриленко, Е.Н. Самоходова, Н.Е. Хариненко // Сборник статей Астраханского государственного университета. Вып. 4. – Астрахань: Издательство Астраханского государственного университета, 2023. – С. 105–114.
Глазачев, С.Н. Теоретические основы формирования экологической культуры. Дисс. на соиск. уч. ст. д. пед. наук / С.Н. Глазачев. – М., 1998. – 268 с.
Головченко, Н.А., Мануйлова, Ю.С., Шилова, П.А. Современные аспекты изучения экологической культуры школьников / Н.А. Головченко, Ю.С. Мануйлова, П.А. Шилова // Вестник Казанского государственного университета. – 2022. – № 7. – С. 90–1


В нашей работе наибольший интерес представляют проекты по способу преобладающей деятельности.
Рассмотрим данный тип проектов более подробно.
Познавательные проекты направлены на развитие у обучающихся умения самостоятельно собирать и обрабатывать информацию, конструировать процесс. У таких проектов есть четка структура. При их выполнении ставится цель, подбирается и анализируется научная информация из различных источников , проводятся «мозговые штурмы» с целью их решения. После обрабатывается собранная информация, делаются выводы и готовят публичные выступления. Результат проекта оформляется в виде схемы, доклада, карты, сообщения, сценарной модели и т.д
Исследовательские проекты ориентированы на решение научной проблемы, включающей выявление актуальности темы исследования