Использование метода Рональда Д.Дейвиса в коррекции дислексии у детей младшего школьного возраста
Введение
Одной из ключевых позиций образования является его направленность на формирование языковой личности учащегося - носителя языка, свободно владеющего всеми видами речевой деятельности, воспринимающего язык как социокультурную и эстетическую ценность. Поскольку освоение ребенком современного социокультурного пространства невозможно без полноценного речевого развития и связано с переработкой постоянно возрастающих объемов информации на основе чтения, концепцией языкового образования предусмотрена последовательная трансформация чтения как одного из главных учебных предметов начального обучения в фундаментальную основу универсальных компетенций (познавательной, коммуникативной, информационной), в средство коммуникации и когнитивного развития человека на протяжении всей жизни.
На этих позициях выстроены научно-методические системы обучения грамоте, русскому языку и чтению, реализуемые в системе общего образования (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Джежелей, О.В. Кубасова, М.Р. Л
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению особенностей организации коррекции дислексии у младших школьников 7
1.1. Понятие «дислексия» в психолого-педагогической и специальной литературе7
1.2. Особенности проявления нарушения письменно-речевой деятельности у детей младшего школьного возраста 12
1.3. Коррекция дислексии у младших школьников в процессе логопедической работы 16
Глава 2. Экспериментальное исследование по коррекции дислексии у детей младшего школьного возраста на основе использования метода Рональда Д.Дейвиса 20
2.1. Выявление нарушений в письменно-речевой деятельности у детей младшего школьного возраста. 20
2.2. Метод Р.Д. Дейвиса в системе коррекционной логопедической работы с младшими школьниками26
2.3 Методические рекомендации по использованию метода Рональда Д.Дэйвиса по коррекции дислексии25
Заключение 37
Библиографический список39
Приложение 41
Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г. Ананьев. – М.: Владос, 2018. – 179 с.
Ахутина, Т.В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Т.В. Ахутина. - М.: Сфера, 2015. – 148 с.
Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Детство-пресс, 2017. – 108 с.
Ефимeнкова, Л.Н. Коррeкция уcтной и пиcьмeнной рeчи учащихcя начальных клаccов / Л.Н. Ефименкова. - М.: Проcвeщeниe, 2017. – 177 с.
Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи / Н.С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Речь, 2017. – 256 с.
Киселева, Н.Ю. Особенности смыслового чтения и умения работать с информацией младших школьников и школьников с общим недоразвитием речи / Н.Ю. Киселева // Специальное образование. – 2016. - № 3 (43). - С. 40–49.
Корнев, А.Н. Дислексия и дисграфия у детей / А.Н. Корнев. – СПб.: Питер, 2015. – 220 с.
Корнев, А.Н. Узловые вопросы дислексии / А.Н. Корнев // Дефектология.- 2017. - №1. – С.22-28.
Корнев, А.Н. Дислексия и ее двойники: критерии дифференциации / А.Н. Корнев. - М.: Изд. Моск. социально-гуманитарного института, 2013. – 120 с.
Коррeкционноe обучeниe дeтeй c нарушeниeм рeчeвой дeятeльноcти / Под рeд. В.И. Ceливeрcтова. - М.: Диалог, 2020. – 163 с.
Лалаева, Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников / Р.И. Лалаева. - С.Пб.: 2015. – 99 с.
Лалаева, Р.И. Развитие пространственных представлений у учащихся в начальной школе / Р.И. Лалаева. – М.: Владос, 2012. – 201 с.
Левина, Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей / Р.Е. Левина. - М: Терра, 2010. - С. 13-22.
Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений / Л.В. Лопатина. – М.: Знание, 2018. – 245 с.
Мастюкова, Е.М. Нарушение речи у детей / Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 2017. – 378 с.
Павлова, А. А. Диагностика и коррекция речевого развития детей / А.А. Павлова. – М.: Новая школа, 2017. – 164 с.
Парамонова, Л.Г. Логопедия для всех / Л.
слогов и частей слова: страна – стана, библиотека – биботека; недописывание букв и слова: на стенах – на стена, на полях – на поля; перестановка букв и слогов: поле – пело, окно – онко; нарушение смягчения согласных: меньше – менше, мяч – мач; слитное написание слов и их произвольное деление: петь – п еть; искажение слова: медведь - медвед, баян – боян; слитное написание предложение, неумение определить границы предложения в тексте.
Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи – это слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: в роще – вроще, на бухли – набухли; пропуски слов в предложении; нарушение согласования слов: с сосновой ветки – с сосновый ветки, большие насекомые – большая насекомые; нарушения управления: бежали в лес – бежали к лес, с ветка – с ветки; замена слов по звуковому сходству.
Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия – это зеркально