Применение методов проблемного обучения на уроках русского языка
Введение
Актуальность исследования. Развитая познавательная деятельность современного человека позволяет ему решать проблемы смысла в различных жизненных ситуациях. Благодаря сформированной познавательной потребности человек избирательно присваивает социокультурные ценности и строит свою жизнь осознанно и самостоятельно.
Наряду с требованиями дать ученику глубокие и прочные знания, современная школа сталкивается с задачей развития творческих способностей каждого ученика, формирования его способностей и навыков, с помощью которых он может самостоятельно приобретать новые знания.
Проблемное обучение получило достаточно полное отражение в работах зарубежных (В. Оконь) и отечественных исследователей (А.В. Брушлинский, А.А. Вербицкий, Т.А. Ильина, Е.В. Ковалевская, Т.В. Кудрявцев, В.Т. Кудрявцев, И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов и др.) путем разработки его теоретических основ.
Оглавление
Введение3
Глава I. Теоретический анализ проблемы формирования познавательной активности младших школьников в процессе организации проблемного обучения5
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательной активности младших школьников посредством организации проблемного обучения16
Глава 3. Интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы27
Заключение31
Список литературы32
Список литературы
1.Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса /Ш.А. Амонашвили. - Минск: Университетское, 2017. - 560 с.
2.Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А.Амонашвили. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2015. - 496 с.
3.Арапов, К.А., Рахматуллина Г.Г. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников / А.К. Арапов, Г.Г. Рахматуллина //Молодой ученый. - 2016. - N 8. - С.410.
4.Бабанский, Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении: избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский; [сост. М. Ю. Бабанский] - М.: Педагогика, 2015. - 560 с.
5.Бабанский, Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 2014. - 125с.
6.Бабанский, Ю.К., Сластенин, В.А., Сорокин, Н.А. Педагогика: учебное пособие для учащихся педагогических институтов / под ред. Ю.К. Бабанского. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА, 2015. - 479 с.
7.Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение / А. В. Брушлинский. - М.: Знание, 2015. - 98 с.
8.Бурдов, Г.И. Почему забывают о проблемном обучении / Г.И. Бурдов // Открытая школа. - 2014. - N 6. - с.12-14.
9.Васильева, Н.А. Формирование познавательной активности младших школьников через участие в конкурсах и олимпиадах: методическая разработка - [Электронный ресурс] / Н.А. Васильева. - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/formirovanie-poznavatelnoy-aktivnosti.
10.Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. Л.М. Штутина, Л.М. Малова. - М: Педагогика-Пресс, 2015. - 536 с.
11.Гамезо, М.В., Петрова, Е.А., Орлова, Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для учащихся всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2017. - 512 с.
12.Гримак, Л. П. Резервы человеческой психики: ведение в психологию активности / Л. П. Гримак. - М.: Политиздат,
Эта проблемная ситуация, очевидная для учащихся, содержит ярко выраженное противоречие между желанием и неспособностью продолжить предыдущие действия. Таким образом, он создает необходимые исходные условия для мышления: он, естественно, побуждает нас разрешить возникшее противоречие, т. Е. Прежде всего понять причины неудач в осуществлении определенных видов деятельности. Сильнейшая мотивация мышления формируется именно в проблемной ситуации. В результате у человека появляется желание (мотив) выяснить, выяснить, понять реальные причины трудностей, с которыми он неожиданно столкнулся.
Однако, когда они сталкиваются с трудностями, у учащихся может не быть когнитивной потребности, если задание, которое должно определять трудность у детей, дается без учета их способностей (интеллектуальных способностей и уровня знаний, которого они достигли). Поэтому, как еще один компонент проблемной ситуации, выделяются возможности школьника в анализе условий задачи и изучении