Особенности проявления буллинг-стратегий у младших школьников
Введение
Данная работа посвящена вопросам изучения процессов формирования буллинг-стратегий у детей младшего школьного возраста. Актуальность темы заключается в том, что согласно многочисленным данным, в современном мире очень большое число обучающихся и, в том числе младших школьников, подвергаются разного рода агрессии как со стороны сверстников, так и со стороны педагогов. Данное явление начинает приобретать открытый характер, что вызывает огромное внимание у специалистов по его предотвращению и коррекции. Учителю начальной школы, обладая авторитетом у обучающихся, важно доносить смысл взаимоуважительных отношений внутри классного коллектива и за его пределами, не замалчивать факты проявления детской жестокости и воспитывать в обучающихся толерантное отношение к своим сверстникам.
Цель работы состоит в изучении особенностей проявления буллинг-стратегий у младших школьников.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Содержание
Введение 4
Глава 1. Психолого-педагогические основы изучения проявления буллинг-стратегий у младших школьников 7
1.1. Психолого-педагогические подходы к изучению буллинга 7
1.2. Предпосылки формирования и типичные проявления буллинг-стратегий 19
1.3. Специфика развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте 25
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей проявления буллинг-стратегий у младших школьников 34
2.1. Эмпирическая база исследования 34
2.2. Анализ результатов исследования 36
2.2.1. Обобщенные результаты оценки проявлений буллинг-стратегий у младших школьников 36
2.2.2. Оценка специфики проявления буллинг-стратегий у мальчиков и девочек младшего школьного возраста 46
2.3. Рекомендации педагогу по коррекции поведения младшего школьника 61
Выводы по главе 2 63
Заключение 64
Библиографический список 66
Приложение 1 72
Приложение 2 73
Приложение 3 93
Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. Воронеж: МОДЭК, 2000. 413 с.
Аверьянов А. И. Школьный буллинг в воспоминаниях студентов МГПИ / А. И. Аверьянов // Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании: Материалы международной научно-практической конференции. 2011. № 4. С. 22–25.
Александрова С. С. Психологические особенности младшего школьника // Школьная психологическая служба. 2005. URL: http://sch24mgn.narod.ru/p33aa1.html. (дата обращения: 07.01.2023).
Ачитаева И. Б. Деструктивные взаимоотношения в учебных группах образовательных учреждений МВД России: автореф. дис. канд. псих. наук / Ачитаева Инна Борисовна. Москва, 2010. 25 с.
Бандура А. Теория социального научения. Санкт-Петербург.: Евразия, 2000. 318 с.
Бердышев И. С. Лекарство против ненависти // Газета «Первое сентября». 2005. № 18. URL: https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200501822 (дата обращения: 09.01.2023).
Бочавер А. А. Буллинг как объект исследований и культурный феномен / А. А. Бочавер, К. Д. Хломов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. №3. С. 149–159.
Бумаженко Н. И. Виктимология: учебно-методическое пособие. Витебск: ВГУ им. М. П. Машерова, 2010. 115 с.
Быковская Е. Ф. Педагогическое насилие: теория и практика // Философия образования. 2006. № 1. С. 221–229.
Бязырова А. Т., Гадзиев А. А. Психолого-педагогические условия профилактики школьного буллинга // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-8. С. 105-111.
Вишневская В. И., Бутовская М. Л. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе // Этнографическое обозрение. 2010. № 2. С. 55–68.
Волчегорская Е. Ю, Жукова М. В., Фролова Е. В., Шишкина К. И., Носкова Н. Д. Буллинг как актуальная проблема современной начальной школы // Вестник ЮУГГПУ. 2020. №5. С. 239–252.
Выготский Л. С. Собрание сочинений / С. Л. Выготский. Москва: Педагогика, 1982.
С помощью образовательного процесса и созданного благоприятного образовательного пространства учитель контролирует связь между одноклассниками. Благодаря учителю в большинстве случаев образуются статусы и межличностные отношения в классе. Исследования показывают, что дети, которые хорошо учатся, заслуживают похвалу от учителя больше других становятся лидерами для формирования дружбы, к ним тянутся одноклассники с целью завоевать их внимание и дружбу [Стрыгина, 2011].
Во втором и третьем классе авторитет учителя для младших школьников потихоньку снижается, однако связь с одноклассниками приобретает наиболее тесный характер, дети начинают дифференцировать одноклассников, подходящих им для дружбы.