Адаптация первоклассников к обучению в школе
Введение
Адаптация- процесс и результат внутренних изменений, качеств ребёнка, проявляющиеся во внешнем активном приспособлении и самоизменении к новым условиям существования. Одной из проблем системы образования в целом является адаптация первоклассников к школе. Когда дети приходят в школу и попадают в новую ситуацию, почти все истаптывают тревогу и беспокойство. Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечься к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими детьми и учителем.
При всем многообразии различных проявлений поведения детей в период адаптации, можно сказать, что все будущие первоклассники в этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых - учителя и родителей.
Содержание
Введение
Глава 1. Адаптации первоклассников к обучению в школе
1.1 Общая характеристика младшего школьного возраста.
1.2 Адаптация ребенка в школе как психологическая проблема
1.3. Дезадаптация, понятие и причины.
Глава 2. Организация и методы исследования, результаты первичной и повторной диагностики по адаптации обучающихся первых классов в школьной среде.
2.1. Программа развития адаптации к школьной среде у первоклассников.
2.2. Повторная диагностика с целью определения эффективности.
Заключение
Литература
Литература.
1.. Выготский Л. С., Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Журнал психологического общества Л.С.Выготского. 2000, с.2-25.
2.. Гагай, В.В. Механизм совладания с трудными ситуациями и адаптация первоклассников к школе / В.В. Гагай, К.Ю. Гринева ; Сургутский государственный педагогический университет // Научный результат. Сер. Педагогика и психология образования. - 2014. - Т.1, №1.-С. 50-58. 1.
3. . .Г. А. Кураев, Е.Н.Пожарская. Возрастная психология. 2002г. с128-
4. . О.Б. Дарвиш. Возрастная психология. Киев,2013., с 72.
5. . Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.-М., 1989.-С. 255.
6. . Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6т.: Т.4: Детская психология. - 1984. с.377
7. . Войнов В.Б., К проблеме психофизиологической оценки успешности адаптации детей к школьным условиям//Мир психологии. 2000, №4 с134-136.
8. . Шинтарь, З.Л. Введение в школьную жизнь Пособие для студентов пед. Вузов. / З.Л. Шинтарь. – Гродно: ГРГУ, 2002. – 263с.
9.. Особенности психического развития детей 6-7 лет [Текст] / под ред. Д.Б. Эльконина, А.А. Венгера. – М., 1988. – 321с
10. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М., 1988. – 265с.
11. Дорожевец Т.В. Психологические особенности школьной адаптации воспитанников детского сада: Дис. … канд. психол. наук. М., 1994.
12. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984.
13. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб.: Иматон, 2003.
14. Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников. М.: Академия, 2008.
15. Эльконин Д.Б., Детская психология. М. «Академия» 2004, с.43-44.
16.Сухомлинский В. А. Сборник работ по педагогике. Избранное. / М.: Прогресс, 2008, с.143-144.
17.Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб, заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. -М.: Просвещение, ВЛАДОС, 2004, с.53-75.
18. Казначеев В.П., Современные аспекты адаптации. Новосибирск, «Наука», 2000, с.5.
19. Чуткина Г.А. Адаптация первоклассников к педагогическому процессу школы: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Мин. гос. пед. ин-т им. А. М. Горького. - Минск, 1987. - 17 с.
20.Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, 1989.
21.Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. - М.; Воронеж, 1995.
22.Александровская Э. М., Социально-психологические критерии адаптации в школе /Школа и психическое здоровье учащихся/ Под. ред. С.М.Громбаха. М.Медицина, 2000, с.27-34.
23. https://znanio.ru/media/adaptatsionnaya-programma-ya-pervoklassnik-2505987
24. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2021/01/20/ya-shkolnik
25. https://znanio.ru/media/programma-adaptatsii-pervoklassnikov-k-obucheniyu-v-shkole-2680137
26 Л. Ц. Кагермазова. Возрастная психология. С 135–136.
27. Давыдов В. В. и др. Возрастная и педагогическая психология. – 1979, с 186.
28. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – М.: Эксмо, 2013. – 508 с.
29. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе // Школа и психическое здоровье учащихся / под ред С.М. Громбаха. М.: Медицина, 1988. С. 35–37.
30. Соловьева Д.Ю. Программа исследования адаптации первоклассников // Школьный психолог. 2008. № 19. С. 15–20.
31. Журавлев Д. Адаптация учащихся на переходных периодах //Народное образование. -2008. -№2.- С.31.
32. Зеленова М.Е. Психологически особенности педагогического влияния на адаптацию ребенка в начальной школе: дис. канд. псих. наук.- М., 1992.
33. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Ведение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни. – М., 2010.
34. Люленкова, О. Ю. Факторы адаптации детей к школе / О. Ю. Люленкова. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 84-87. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/34/2196/ (дата обращения: 30.03.2023).
35. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: ООО АПРЕЛЬ Пресс, 2000. – 352с.
36. Шилова Т.А. Диагностика психологической дезадаптации детей и подростков// Аврис ПРЕСС. 2004. С.3–1437. Анфалова Д.Ю. Сравнительный анализ представлений педагогов и родителей об адаптации первоклассников. // Современные тенденции развития начального образования: материалы IV Междунар. студ. науч.-прак. конф. (в рамках Международного форума «Студенческая наука – инновационный потенциал будущего»), [23 апреля 2020 г.] / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка – Минск: БГПУ, 2020.
38.. Гасилина М.А. Исследование проявлений дезадаптации у детей 6-7 лет к образовательной среде дошкольной организации // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки. 2017. Т.9. №3. С. 51-60.
39. Заика Д.А. Адаптация первоклассников к школе // Молодой ученый. 2014. №12. С. 333–335.
40. Карпова Е. В. Социально-психологическая адаптация первоклассников // Вестник ЯГПУ. 1996. № 2. С. 15-17.
41. Крайнова Ю. Н. Адаптация школьников к обучению в среднем звене, как психологическая проблема // Практическая психология и логопедия. 2009. № 1 - С. 51-54
42. Славутская Е. В. Факторный анализ психологических качеств, определяющих "дезаптационный синдром пятого класса" // Психология обучения. - 2008. - № 12. - С. 103-112.
Дети не одинаково успешно «вписываются» в новую среду, и в исследованиях Г.М. Чуткиной школьная адаптация подразделяется на три уровня. [19, с. 17.]
Высокий уровень адаптации.
Для них характерно положительное отношение к школе, правильное понимание требований, легкое, тщательное и полное усвоение содержания учебной программы, решение сложных задач, усидчивость, внимательное слушание указаний и объяснений учителя, выполнение поручений без внешнего контроля, большой интерес к самостоятельному обучению, подготовка ко всем урокам, добровольное и добросовестное выполнение общественной работы, хорошее положение в классе.
Средний уровень адаптации.