Оценка эффективности деятельности организации и пути ее повышения (на примере туп «брестская межрайонная торговая база»)
ВВЕДЕНИЕ
В условиях нестабильности экономики обеспечение повышения эффективности деятельности организаций является важнейшей проблемой участников рынка. Это актуально вследствие того, что эффективность выступает в качестве индикатора развития ка отдельной организации, так и экономики всей страны. Повышение эффективности деятельности является основой успешного функционирования каждого хозяйствующего субъекта.
Экономическая категория эффективности деятельности отражает господствующие экономические отношения между обществом, трудовым коллективом, работником, складывающиеся по поводу результативности затрат живого и овеществленного труда. Эффективность характеризует причинно-следственную связь между общественными потребностями, спросом и предложением, общественной полезностью результатов производства и общественно необходимыми затратами труда [10, с. 14].
Термин «эффективность» универсален.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1 Эффективность деятельности: понятие, сущность, классификация 8
1.2 Факторы, оказывающие влияние на эффективность деятельности организаций торговли 14
1.3 Методика оценки и показатели эффективности деятельности торговой организации 21
2 АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУП «БРЕСТСКАЯ ТОРГОВАЯ МЕЖРАЙОННАЯ БАЗА» С 2018-2022 гг. 25
2.1 Организационно-экономическая характеристика ТУП «Брестская торговая межрайонная база» 25
2.2. Анализ конкурентных позиций ТУП «Брестская торговая межрайонная база» 34
2.3 Оценка эффективности деятельности ТУП «Брестская торговая межрайонная база» с 2018-2022 гг. 41
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУП «БРЕСТСКАЯ ТОРГОВАЯ МЕЖРАЙОННАЯ БАЗА» 47
3.1 Основные направления повышения эффективности деятельности ТУП «Брестская торговая межрайонная база» 47
3.2 Экономическая оценка мероприятий по повышению эффективности ТУП «Брестская торговая межрайонная база» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абрютина, М.С. Финансовый анализ коммерческой деятельности: учеб. пособие / М.С. Абрютина. – М.: Финпресс, 2020. – 176 с.
Адаменкова, С. И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб.-методич. пособие / С. И. Адаменкова, С. Е. Евменчик. – Минск: Эллайда, 2018. – 349 с.
Александров, Ю.Л. Экономика предприятия торговли: Учеб. пособие. Ч. 2 / Ю.Л. Александров, Э.А. Батраева, И.В. Петрученя, А.М. Смирнова, Н.Н. Терещенко. – Красноярск: КрГТЭИ, 2020. – 171 с.
Анализ хозяйственной деятельности: учеб.-методич. комплекс для специальности 1-26 02 02-06 «Международный туризм» / А. И. Короткевич [и др.]. – Минск: БГУ, 2018. – 307 с.Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации) / Ю.Г. Чернышева. – М.: МарТ, 2017. – 424 с.
Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / Ермолович Л.Л. [и др.]; под общей ред. Л.Л. Ермолович. – Минск: Экоперспектива, 2019. − 736 с.
Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / под ред. Н.П. Любушина. – М.: ЮНИТИ, 2021. – 432 с.
Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: учеб. / под общ. ред. В.И. Стражева. – Минск: ТетраСистемс, 2019. – 944 с.
Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учеб. / В.И. Стражев [и др.]; под общей ред. В.И. Стражева, Л.А. Богдановской. – 7-е изд., испр. – Минск: Высш.шк., 2018 – 527с.
Апоп, В.В., Мищук, И.П., Ребицкий, В.М. Организация торговли: учеб. / В.В. Апоп, И.П. Мищук, В.М. Ребицкий. 2-е изд. перераб. и доп. – Под ред. В. В. Апопа. Киев: ЦУЛ, 2017. 616 с.Баканов, М. И. Теория экономического анализа: учеб. / М. И. Баканов, А. Д. Шеремет. – М.: Финансы и статистика, 2021. – 415 с.
Балабанов, И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта / И.Т. Балабанов. – 2-е изд. доп. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 208 с.Баскакова, О.В., Сейко, Л.Ф. Экономика предприятия: учеб. / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. – М.: Дашков и Ко, 2018. – 372 с.
ИО = (Т : Р) х 100 (1.4)
где П – прибыль торгового предприятия за определенный период (в сумме);
Р – расходы торгового предприятия.
Этот показатель позволяет судить об эффективности коммерческой деятельности, так как показывает, какова доля прибыли на каждый рубль расходов по ведению коммерции.
Основным (обобщающим) показателем эффективности работы организации служит рентабельность. Г.В. Савицкая характеризует рентабельность как «степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса» (табл. 1.4) [39, с. 115].
Таблица 1.4 – Показатели эффективности работы организации
Наименование показателя Формула расчета
Рентабельность активов RА = Чистая прибыль : Активы х 100 %
Рентабельность собственного капитала RСК = Чистая прибыль : Собственный капитал
х 100 %
Рентабельность заемного капитала RЗК = Чистая прибыль : Заемный капитал х 100 %