Процесс воспитания гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: Дошкольное воспитание и обучение обеспечивает воспитание любви к Родине, родному краю, гуманного отношения к окружающему миру, формирование у детей целостной картины окружающего мира. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) в образовательной области «Познавательное развитие» предусматривает формирование нравственных качеств, экологически грамотного поведения, экологизацию различных видов детской деятельности. Все перечисленное можно формировать только посредством изучения произведений художественной литературы.
Детская природоведческая литература полезна в работе с детьми всех возрастных групп. Но нужно умело сочетать художественное слово с непосредственными наблюдениями детей. Природоведческую книжку использую в работе с детьми дошкольного возраста с разными целями. Чтение небольшого рассказа, сказки может предшествовать наблюдению, помогая вызвать интерес к нему.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ВОСПИТАНИЕ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Особенности воспитания гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………6
1.2 Формы, методы и средства воспитания гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста………………………………………..11
1.3 Воспитание гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы…………15
Выводы по первой главе…………………………………………………24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ВОСПИТАНИЕ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2. 1 Организация и процедура исследования ……………………………..….. 26
2.2. Формирующий эксперимент ...…………………………………………… 30
2.3 Анализ результатов исследования …………………………………….….. 39
Выводы по второй главе ………………………………………………. 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...……………………………………………………………… 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….….. 51
ПРИЛОЖЕНИЯ ...……………………………………………………………… 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Авдеева, Н.Н. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: метод. пособие [Текст] / Н.Н. Авдеева, Г.Б. Степанова. – М.: Академия развития, 2018. – 112 с.
Бельтюкова, М.Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / М.Н. Бельтюкова // Экологическое образование в условиях реализации ФГОС: проблемы, перспективы: Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции; сост.
Минчинская М.В. – Томск: ТОИПКРО, 2019. – 207 с. – С.15 – 16.
Бобылева, Л.А. О программе экологического воспитания старших дошкольников [Текст] / Л.А. Бобылева, О.Н. Дупленко // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 7. - С. 36-42.
Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – 3-е изд. – М.: Прайм-Еврознак, 2018. - 632 с.
Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу [Текст] / А.И. Васильева – Минск, 2019. – 297 с.
Вединяпина, В.А. Воспитание у младших школьников любви к Родине, отчему дому, семье, родителям [Текст] / В.А. Вединяпина, В.В. Горшкова// Начальная школа. - 2018. - №2. – 55 с.
Волгина, В.С. Роль природы в социально-личностном развитии детей дошкольного возраста [Текст] / В.С.Волгина // Экологическое образование дошкольников: современные тенденции, инновации, проблемы, перспективы: Материалы научно-практической конференции. – Н. Новгород, БИКАР, 2019. – 236 с. – C.44 – 48.
Гамезо, М. В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития [Текст] / М.В. Гамезо, В. С. Герасимова, Л.М. Орлова. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж НПО «МОДЭК», 2020. – 256 с.
Гирусов, Э.В. Природные основы экологической культуры [Текст] / Э.В. Гирусов. – М., 2018.- С. 23-43.
Гринева, Е.А. Формирование экологической культуры младших школьников [Текст] / Е. А. Гринева, Л. Х. Давлетшина // Прометей. Москва - 2019. – 29 с.
Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педаг
Одной из задач, которую ставит Бианки - воспитать в ребенке чувство сопричастности природы и земли, через прием придания животным и природе человеческих качеств. Эта задача сближает творчество Виталия Бианки с творчеством Михаила Пришвина.
Михаил Пришвин, в отличие от Бианки, в своих произведениях передает объективные ощущения художника. В своих произведениях Пришвин раскрывает перед ребенком чудеса природы, он наделяет своих «героев» голосами и привычками, даже деревья и растения становятся живыми («Золотой луг», «Силач», «Шепот в лесу», «Именины осинки», «Колокольчик», «Лисичкин хлеб», «Чудесный доктор», «Деревья в плену», «Осинкам холодно»). Вся природа у М. Пришвина очеловечена. Много рассказов у него посвящено животным-родителям: «Ярик», «Орлиное гнездо», «Ребята и утята», «Пиковая дама», «Курица на столбах», «Борец и плакса», «Первая стойка».