Исследование процесса формирования речи-рассуждения у детей подготовительной к школе группы

Скачать хорошую дипломную работу на тему: Исследование процесса формирования речи-рассуждения у детей подготовительной к школе группы. В работе рассматривается связная речь детей дошкольного возраста.
Author image
Fadis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
30.08.2024
Объем файла
586 Кб
Количество страниц
51
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное детство – один из важных периодов развития каждого человека. Именно в этом возрасте перестраивается вся жизнь детей и их отношение к окружающему миру. Одна из важных задач дошкольного образования – речевое развитие детей дошкольного возраста. Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, которая подразделяется на различные виды и формы, является инструментом общения и необходимым инструментом познания мира. Речь необходима и для подготовки детей к предстоящему обучению в школе, т.к. успешность обучения во многом зависит от уровня владения ими связной речью. Связная речь – это высшая форма мыслительной деятельности и является показателем уровня речевого и умственного развития каждого ребёнка. Достаточный уровень речевого развития дошкольников необходим для восприятия и воспроизведения информации, умения давать развёрнутые ответы на вопросы, умения самостоятельно излагать свои суждения и умозаключения.
 

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 2
Глава 1 Теоретические основы исследования процесса формирования речи-рассуждения у детей подготовительной к школе группы 7
1.1. Развитие связной речи детей дошкольного возраста в психолого-педагогической науке 7
1.2 Характеристика монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 12
1.3 Понятие и особенности речи-рассуждения у детей 6-7 лет 16
Выводы по 1 главе 21
Глава 2 Экспериментальные основы исследования процесса формирования речи-рассуждения у детей подготовительной к школе группы 23
2.1 Организационные основы экспериментального исследования сформированности речи-рассуждения у детей подготовительной к школе группы 23
2.2 Результаты экспериментального исследования и условия для формирования речи-рассуждения у детей подготовительной к школе группы 28
2.3 Проект педагогической технологии по формированию речи-рассуждения у детей подготовительной к школе группы 34
Выводы по 2 главе 45
Заключение 47
Список литературы 50
Приложение 55

Список литературы
Алабужева, С.В., Риторика для старших дошкольников и младших школьников. - Ижевск: Изд. Дом «Удмурт, ун-т», 2003. - 445 с.
Алексеева, М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: ИЦ Академия, 2000. – 400 с.
Алексеева, М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Академия, 2001. – 400c.
Алексеева, М.М. Диагностическое задание развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. Пособие. – М.: Логос, 2013. - 400с.
Артемьева, О. И. Педагогические условия развития речи-рассуждения детей старшего дошкольного возраста / О. И. Артемьева. — Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. — С. 13-16.
Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст]: кн. для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. – М.: Мозайка-Синтез, 1999. – 272 с.
Бадалян, Н. Р. Особенности развития монологической речи современных старших дошкольников / Н. Р. Бадалян. —Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 17 (203). — С. 271-273.
Беспалько, В.П. Слагаемые педагогические технологии. / В.П. Беспалько. — М.: Педагогика. — 1989. — 192 с.
Бизикова, О. А. Развитие монологической речи у дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. — 235 с.
Бизикова, О.А. Развитие речи-рассуждения у детей дошкольного возраста: Учебное пособие. — Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. — 55 с.
Бондаренко, А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада. Изд. 2-е, исп. и доп. М.: Просвещение, 2013. 96 с.
Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] /А.М. Бородич – М.: Просвещение, 2004. – 255 с.
Винокур, Т.Г. Монолог // Русский язык: энциклопедия. Изд.


Следует подчеркнуть важность развития у детей умений логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное, т.к. эти умения и навыки можно развить только в таком типе высказывания, как рассуждение.
В.И. Яшина предлагала развивать речь-рассуждение в два этапа:
1) невербальном (использование наглядных методов: складывание детьми разрезных картинок, выстраивание серии сюжетных картинок в определенной последовательности, определение несоответствия явлений, изображенных на картинках, отгадывание загадок с опорой на картинку);
2) вербальном (беседы, решение логических речевых задач, объяснение пословиц и поговорок, объяснение отгадок без наглядной основы, составление высказываний на тему) [58. с. 117].
Для работы с детьми взрослым (педагогам и родителям) можно использовать разнообразные формы, методы и средства:
- наблюдения за сезонными изменениями в природе (на участке, на улице, из окна), объяснение зависимостей,