Развитие нравственных качеств у детей младшего школьного возраста на материале декоративно-прикладного искусства
ВВЕДЕНИЕНа современном этапе развития общества особенно значимым является вопрос нравственного развития личности. Федеральный государственный образовательный стандарт начальной школы определяет духовно-нравственное развитие обучающихся приобретённым личностным результатом современной образовательной системы. Согласно документу «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», «приоритетной задачей современной образовательной политики, является воспитание молодого поколения, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовыхк мирному созиданию и защите Родины». «В Федеральном законе «Об образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012г. также затрагиваются проблемы нравственного воспитания обучающихся [11].
«Младший школьный возраст является важным возрастом в становлении личности человека. Перед педагогами стоит задача формирования правильных ориентиров младших школьников.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕКАРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В РАЗВИТИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Анализ литературы по проблеме развития нравственных качеств у детей младшего школьного возраста 7
1.2. Психолого-педагогические особенности нравственных качеств у младших школьников 12
1.3. Декоративно-прикладное искусство как средство развития нравственных качеств у детей младшего школьного возраста 17
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 25
2.1. Диагностика по выявлению исходного уровня развитости нравственных качеств у детей младшего школьного возраста 25
2.2. Содержание работы по развитию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста на материале декоративно-прикладного искусства 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 111
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования с изменениями и дополнениями от: 18 июля 2022 г. [Текст] / утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2021г., №286 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2021. 61 с.
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. Для студентов вузов [Текст] / Г.С. Абрамова. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 624 с.
3. Абрамовских, Н.В. К проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников [Сайт] / Н.В. Абрамовских // Педагогическое образование в России. 2016. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 23.01.2023).
4. Бозорова, Х. Т. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе [Текст] / Х. Т. Бозорова // Молодой ученый. – 2014. – № 9. – С. 458-460.
5. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников [Текст] / Н. И. Болдырев. – Москва: Педагогика, 1979. 224 с.
6. Борытко, Н. М. Онтологический подход в воспитании. Духовнонравственное воспитание: от методологии к педагогической деятельности: Сборник науч. и метод. трудов. [Текст] / Сост. И. А. Соловцова; под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко, Л. П. Разбегаевой и др. – Волгоград, 2005. – С. 142-152.
7. Бутенко, А.В. Критическое мышление: метод, теория, практика [Текст] / А.В. Бутенко, Е.А. Ходос. – М.: «Мирос», 2002.
8. Геронимус, Т. М. Работаем с удовольствием: Уроки труда 1 – 4 классы. Метод. рекомендации для учителя. [Текст] / Т.М. Геронимус. Москва: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2003. 144 с.
9. Геронимус, Т. М. Работаем с удовольствием: Уроки труда 1 – 4 классы. Метод. рекомендации для учителя. [Текст] / Т.М. Геронимус. Москва: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2003. – 144 с.
10. Горнова, Л.В. Студия декоративно-прикладного творчества. [Текст] / Л.В. Горнова. Волгоград: Учитель, 2008. 69 с.
11. Гусакова, М.А. Аппликация [Текст] /М.А. Гусакова. – М.: «Просвещение», 1987. – 128 с.
12. Давыдова, М. А. Поурочные разработки по технологии: 4 класс. [Текст] / М.А. Давыдова. Москва: ВАКО, 2009. 240 с.
13. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / утверждена А.Я. Данилюк, A. М. Кондаков, В.А. Тишков. [Сайт] – URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnayashkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovnonravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html (дата обращения 20.03.2023).
14. Дерманова, И. Б. Нравственное воспитание личности. Педагогическая диагностика нравственного воспитания ребенка [Текст] / И. Б. Дерманова. – СПб.: Просвещение, 2002. 35 c.
15. Доронина, Н.Н. Исследование нравственных качеств молодежи [Сайт] / Н.Н. Доронина, А.И. Король // Научные ведомости, 2015 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-nravstvennyh-kachestv-molodezhi (дата обращения: 09.03.2023).
Основываясь на исследованиях Я.И. Колдунова, результатом развития нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в рамках нашего исследования будем считать единство критериев и показателей нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста (показатели были конкретизированы и дополнены с учетом темы исследования):
1) когнитивный критерий, его показатель: полнота и объем нравственных представлений и понятий (трудолюбие, чувство ответственности, культурность, доброта, уважение, любовь к Родине, чувство товарищества, мудрость, опрятность и др.);
2) эмоционально-ценностный критерий, его показатели: убеждение в необходимости применять нравственные качества в повседневной жизни; убеждение в необходимости нравственного отношения к людям; убеждение в необходимости эмоционального переживания нравственных аспектов окружающей действительности и человеческих отношений;
3) поведенческий критерий, его показатели: способность дать нравственную оценку поведению своему и окружающих; готовность следовать принятым нравственным нормам и правилам в поведении; способность проявить самостоятельность в нравственном выборе в ходе преодоления проблем, руководствуясь принятыми нравственными требованиями, нормой и правилами поведения.