Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством синквейна
Введение
В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики возникает вопрос о создании психолого-педагогических условий для развития связной речи детей дошкольного возраста. Этот интерес не случаен, так как практикующие работники, воспитатели и методисты, сталкиваются с затруднениями, связанными как с недостаточной изученностью этих условий, так и с сложностью самого предмета - онтогенеза языковой способности ребенка дошкольного возраста.
Овладение связной речью предполагает обширный словарный запас языка, знание языковых законов и норм, то есть владение грамматическим строем, а также умение практически применять эти знания. Это включает умение ясно, последовательно и понятно передавать содержание готового текста или самостоятельно составлять связный рассказ.
Развитие связной речи является необходимым условием успешного обучения ребенка в школе.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….
Глава I. Теоретико-методологические основы изучения развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи …………………………………………..
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ……………………………..
1.2. Особенности использования синквейна в логопедической работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ………………………………………Выводы по I главе…………………………………………………………………..
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)…………………………………………………………………
2.1. Изучение состояния связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня……………………………………………………………………….
2.2 Программа логопедических занятий по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) с использованием синквейна………………………………………..
Выводы по II главе………………………………………………………………..
Заключение…………………………….……...………………………………….
Список используемой литературы………………………………………………
Приложения.......………………………………………………………………..
Список используемой литературы
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: Академия, 2013. - 248 с.
2. Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников /Н.Г. Андреева - М.: ВЛАДОС, 2013. – 312 с.
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. − 272 с.
4. Баннов А.М. Учимся думать вместе. Материалы для тренинга учителей / А.М. Баннов, А.С. Будков. - М.: ИНТУИТ. РУ, 2014. - с. 133.
5. Белошистая А.К. Развиваем связную речь: для работы со старшими дошкольниками // Дошкольное воспитание - 2017. – № 7. - С. 20 – 25
6. Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология »: [Электронный ресурс ] / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 2006. – 256 с. – Режим доступа: http://pedlib. ru/Books /5/0174/5_0174-46.shtml. (Дата обращения: 15.11.2017)
7. Валуева Я.В. Развитие связной речи дошкольников с ОНР и использованием методических приемов // Логопед . – №1 – 2014. С. 102-112
8. Ванюхина Г.А. Истоки качества связной речи дошкольников с системными речевыми нарушениями // Логопед. - № 5. - 2015. С. 18-26
9. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических ВУЗов: [Электронный ресурс ] / Л.С. Волкова. - М.: Владос, 2010. - 703 с. – Режим доступа: https://studfiles. net/preview /1729126/page:13/. (Дата обращения: 17.10. 2017)
10. Волковская Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. – М.: Книголюб, 2014. – 104 с.
11. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2016. – 158 с.
Вопросом формирования связной речи у детей с ОНР занимались К.Д.Ушинский, В.И.Тихеева, Е.А.Флерина, А.М.Бородич , Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, В.П.Глухов, Т.А.Ткаченко и др.
Дети с общим недоразвитием речи III уровня характеризуются следующим.
В речи преобладают простые распространенные предложения из 3-4 слов, сложные предложения практически отсутствуют. Может нарушаться структура фразы и ее грамматическое оформление: дети пропускают второстепенные члены предложения, допускают много аграмматизмов. Типичны ошибки в образовании множественного числа, изменении слов по родам, лицам и падежам, согласовании существительных с прилагательными и числительными. При пересказе нарушается последовательность изложения, опускаются элементы сюжета, обедняется содержание.
Понимание речи у ребенка с ОНР 3 уровня близко к возрастной норме.