Тестопластика как средство формирования мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Скачать диплом с рассмотрением педагогические условия использования технологии тестопластики как средства формирования мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
Author image
Askar
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
30.08.2024
Объем файла
4494 Кб
Количество страниц
136
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕАктуальность исследования. Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования – «У ребенка развита мелкая моторика» [1]. В требованиях говорится о необходимости создания условий для развития координации движений, развития мелкой моторики рук, предметной деятельности, развития предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей, поддержки инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности, развития задатков к творческой деятельности.
Также проблема развития моторики описывается в «Федеральной образовательной программе». В ней говорится, что мелкая моторика является определяющим для всего психического развития. 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕСТОПЛАСТИКИ

1.1 Проблемы формирования мелкой моторики рук у младших дошкольников в психолого-педагогической литературе 11

1.2. Особенности использования технологии тестопластики как средства формирования мелкой моторики рук у младших дошкольников 17

1.3 Педагогические условия формирования мелкой моторики рук у младших дошкольников с использованием тестопластики 27

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ТЕСТОПЛАСТИКИ

2.1 Критерии и уровни сформированности мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Диагностика детей младшего дошкольного возраста, опрос воспитателей и родителей 36

2.2 Разработка и реализация педагогических условий использования тестопластики в формировании мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста 51

2.3 Повторная диагностика и сравнение полученных результатов исследования 68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 83

ПРИЛОЖЕНИЯ 87

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее Федеральная программа) разработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основным общеобразовательных программ, утвержденных приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. №874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный №70809).
Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика / Л. Р. Болотина. − М.: Академия, 2012. – с. 240.
Богатеева З. А. Занятия лепкой в детском саду / З.А. Богатеева. − М.: Просвещение, 2013. – 224 с.
Бельтюкова Н. Учимся лепить / Н. Бельтюкова, С. Петров, В.Кард. −М.: Академия , 2012. – с. 224.
Беляев Н. Г. Возрастная физиология /Н.Г. Беляев. – Ставрополь: СГУ, 2013. – 246 с.
Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности/Н.А.Бернштейн. − М.: НАУКА, 2013. – 349 с.
Васина Н. Соленое тесто/ Н. Васина − М.: Айрис-Пресс, 2012. – 66 с.
Гатанова Н.В. Развиваю мелкую моторику/ Н.В. Гатанова, Е.Г. Тунина. – СПб.: Питер, 2014. – с. 144.
Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников/ Г.Г.Григорьева − М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 344 с.
Гусева И. Соленое тесто (лепка и роспись)/ И. Гусева. – СПб.: Литера, 2013. – 155 с.
Давыдова Г. Н. Детский дизайн/ Г. Н.Давыдова − М.: Скрипторий, 2012. – 122 с.
Дубровская Н. В. Большая энциклопедия поделок/ Н. В. Дубровская. – М.: АСТ, 2014. – 644 с.
Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста/ Н.В. Зимина. − М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2012. – 192 с.
 

Мелкая моторика является составной частью двигательной сферы ребёнка и имеет большое значение в его психофизическом развитии.
В рамках нашей работы изначально целесообразно рассмотреть понятие общей моторики. Изучением проблемы базового понятия «моторика» занимались такие ученые как: Н.А. Берштейнт, Э.Я. Степаненкова, И.М. Сеченов, П.К. Анохин, М.М. Кольцова.
Бернштейн Н.А. даёт следующее определение понятию моторика – двигательная активность организма или отдельных органов. Под моторикой автор понимает последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи [7].
Различают крупную и мелкую моторику. Крупная моторика является основой, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.
Степаненкова Э.Я. трактует понятие крупной (общей) моторики следующим образом: крупная (общая) моторика – это «разнообразные движения рук, ног, тела, то есть, по сути, любая физическая активность человека, связанная с перемещением тела в пространстве, и осуществляемая за счет работы крупных мышц тела» [25, с. 24].
Также автором даётся определение понятия мелкая (тонкая) моторика – движение мелких мышц тела, способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук [25].