Взаимодействие педагога и психолога дошкольной образовательной организации в повышении статуса отцов в социально-личностном развитии дошкольников
ВведениеОдной из основных особенностей современного периода развития системы дошкольного образования в России является замена ценностей обучения ребенка на ценности его развития. Детство рассматривается в педагогической науке как необходимый этап развития человека. Детская субкультура, носителем которой является детское сообщество, занимает особое место в общечеловеческой культуре и выполняет функцию первичной социализации ребенка. В детской субкультуре следует видеть самобытный способ освоения ребенком новых сторон социальной действительности и его самоутверждения в ней.Проблема социально - личностного развития представляет собой одну из важных общетеоретических проблем, исследуемых в настоящее время. В настоящее время вопрос о социально - личностном развитии ребенка стоит особенно остро, так как охват детей общественным дошкольным образованием уменьшается.
Содержание
Введение 3
1 Проблема взаимодействия педагога и психолога в повышении статуса отца в социально-личностном развитии ребенка в теории и практике образования 6
1.1 Социально-личностное развитие дошкольников как психолого-педагогическая проблема 6
1.2 Роль отца в социально-личностном развитии ребенка 13
1.3 Система взаимодействия педагога и психолога дошкольной образовательной организации в повышении статуса отца в семье 20
Выводы 30
2 Опытно-экспериментальная работа по организации взаимодействия педагога и психолога дошкольной образовательной организации в повышении статуса отцов в социально-личностном развитии дошкольников 31
2.1 Организация психолого-педагогической деятельности дошкольной образовательной организации (название базы) в социально-личностном развитии дошкольников 31
2.2 Программа «Школа отцов» в повышении статуса отцов в социально -личностном развитии дошкольников 37
2.3 Организация и анализ результатов опытно-экспериментальной работы по организации взаимодействия педагога и психолога дошкольной образовательной организации в повышении статуса отцов в социально-личностном развитии дошкольников 50
Выводы 62
Заключение 63
Список использованных источников 65
1 Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. / Е. А. Алябьева - Москва: Просвещение, 2013. -149 с. - Текст: непосредственный.
2 Алиева, Ш. Г. Социально-личностное развитие дошкольников. / Ш. Г. Алиева - Текст: непосредственный. // Молодой ученый. - 2014. - №2. - С. 711-715.
3 Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Психология» / Г. М. Андреева. - Москва.: Аспект Пресс, 2007. - 362 с. – Текст непосредственный
4 Андреева, Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов – Текст непосредственный. - Москва: Аспект Пресс, 2002. - 287 с.
5 Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика: учебное пособие. /Т. М. Бабунова – Текст непосредственный. - Москва: Творческий центр Сфера, 2007. - 207 с.
6 Бардиер, Г. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей / Г. Бардиер, И. Рамазан, Т.Чередникова – Санкт Петербург: Дорваль, 1993. – 96 с. – Текст: непосредственный.
7 Беликова, Е. В. Теория и методика воспитания. Конспект лекций / Е. В. Беликова. - Москва.: ЭКСМО, 2008. - 160 с. – Текст: непосредственный.
8 Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л. И. Божович (Психологическое исследование.) – Текст непосредственный. - Москва: Просвещение, 1998. - 464 с
9 Бурлакова, Н. А. «Мониторинг достижений детьми планируемых результатов» / Н. А. Бурлакова. - Москва: Мозайка-синтез, 2012. – 80с. – Текст непосредственный.
10 Бычкова, В. С., Зубкова Т. И. Социальный опыт как основа социально-личностного воспитания (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://do.teleclinica.ru/206139– Загл. с экрана (ресурс удаленного доступа).
11 Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. / Н. Ф. Голованова // Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – Текст непосредственный. / Санкт Петербург.: Речь, 2004. - 272 с.
12 Горшков, М. К., Шереги Ф. Э. Прикладная социология. Методология и методы / М. К. Горшков. – Москва: Просвещение, 2012. - 404 с. – Текст непосредственный.
13 Детский сад и семья: современные формы взаимодействия: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Т. П. Елисеева; Под ред. М. М. Ермолинской. - Мнемозина: Лексис, 2004. - 145 с. – Текст непосредственный
Важно помнить, что общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Высшие психические функции ребенка, такие как намять, внимание, мышление, формируются сначала в общении с взрослыми и лишь, затем становятся полностью произвольными. В процессе общения ребенок познает законы и нормы человеческих взаимоотношений. Правильно построенное общение - это и есть процесс воспитания и развития ребенка. А игра – как сложный социально-психологический феномен имеет большое значение не только в жизни ребенка, но и на протяжении всей жизни уже взрослого человека и является непременным условием разностороннего развития личности. Социально-коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.
Вашему вниманию, мы предлагаем приложение с играми на развитие социально -коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.