Развитие математических способностей детей дошкольного возраста в процессе усвоения математических представлений и понятий
ВВЕДЕНИЕ
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения.
На сегодня задача математического развития рассматривается в дошкольной педагогике как некое условие развития личности ребёнка. [9]
Основная цель познавательного развития, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования – развитие интеллектуально – познавательных и интеллектуально – творческих способностей детей.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ …... 7
1.1 Характеристика основных математических понятий и представлений для дошкольников…………………………………………………………….. 7
1.2 Особенности развития математических способностей детей дошкольного возраста…………………………………………………………………. 15
ГЛАВА 2 ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ …………20
2.1 Формы, методы, средства развития математических способностей дошкольников ………………………………………………………………….. 21
2.2 Развивающая предметно – пространственная среда для развития математических способностей дошкольников …………………………………. 31
2.3 Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста (практическое исследование)………………………………………. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………..42
ПРИЛОЖЕНИЕ А Задачи по формированию математических представлений у детей ……………………………………………………………………44
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Диагностический материал……………………………..52
ПРИЛОЖЕНИЕ В Дидактические упражнения на развитие математических способностей…………………………………………………………….55
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Оснащение математической зоны (пособия, игры, материал) ....…..……………………………………………………………....60
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Белошистая, А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 3-4 лет. В 2-х кн. / А.В. Белошистая. - М.: "ВЛАДОС", 2004.
Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. – М.: Владос, 2003
Петрова В.Ф. «Методика математического образования детей дошкольного возраста / Каз.федер.ун-т. – Казань, 2013 – 203 с.»
Рыжов В.Н. Математическое развитие дошкольников: Курс лекций для студентов, обучающихся по направлению 44.03.01е –педагогическое образование, профиль математическое образование. – Саратов, 2014 – 59 с.
Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с.
Интернет источники
https://docplayer.com/51609317-Razvitie-logicheskogo-myshleniya-u-detey-5-6-let-rebenok-s-razvitym-logicheskim-myshleniem-vsegda-imeet-bolshe-shansov-byt-uspeshnym-v-matematike-dazhe.html
https://infourok.ru/sushnost-i-osobennosti-razvitiya-matematicheskih-sposobnostej-detej-doshkolnogo-vozrasta5072004.html?ysclid=l0w12hqz7w
https://infourok.ru/ispolzovanie-razvivayushih-igr-pri-formirovanii-elementarnyh-matematicheskih-predstavlenij-u-mladshih-doshkolnikov-4556543.html
https://infourok.ru/predmetnorazvivayuschaya-sreda-po-matematike-v-dou-2564086.html
https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/konsultatsiia_dlia_vospitatelei_ispolzovanie_razvivaiushchei_sredy_dlia_formirovhttps://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/01/19/ ispolzovanie-razvivayushchey-sredy-dlya-formirovaniyahttps://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00945424_0.html
http://scho
Вырабатывается понимание числа как количественной характеристики совокупности, умение выделять число как общий признак, свойственный нескольким множествам. Дети постепенно овладевают умением сравнивать множества по количеству образующих их элементов путем соотнесения их один к одному и по числу. Формируются элементарные представления о величине предметов. Дети овладевают сравнительной оценкой величины не только в убывающей, но и в возрастающей степени при одновременном установлении взаимно обратных отношений. Формируются умения сравнивать плоские предметы по длине и ширине одновременно, развивается глазомер, формируется представление о трёх мерности предметов, о сравнении, уравнивании и комплектовании предметов по признаку величины, могут выделить отношения между предметами по массе. Формируются элементарные математические представления о формах предметов.