Организационно-педагогические условия применения игровых технологий в процессе занятий хоккеем с младшими школьниками
Введение
Актуальность исследования. Хоккей является одним из наиболее популярных видов спорта во всем мире, в том числе и в нашей стране. Международные соревнования по хоккею традиционно привлекают внимание огромного количества любителей и почитателей хоккея. По этой причине вызвать интерес и приобщить обучающихся к занятиям хоккеем – это задача, которую под силу решить педагогам и тренерам.
В современном информационном обществе роль педагога в системе образования трансформируется, что приводит к изменению задач его деятельности. На первый план выходит не только передача знаний и умений, но и формирование у воспитанников устойчивой мотивации к процессу деятельности. В связи с этим перед педагогом и тренером стоит важная задача использовать и применять в своей профессиональной практике все имеющиеся в его арсенале средства и методы для формирования и поддержки этой активности.
Оглавление
Введение3
Глава 1. Анализ литературных источников по проблеме применения игровых технологий в процессе занятий хоккеем с младшими школьниками7
1.1 Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста7
1.2 Общая характеристика и особенности данного вида спорта13
1.2.1 Этапы многолетней спортивной подготовки в хоккее16
1.3 Особенности организации и содержания занятий с детьми хоккеем28
1.4 Использование игровых технологий в процессе занятий хоккеем с младшими школьниками34
Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка организационно-педагогических условий применения игровых технологий в процессе занятий хоккеем с младшими школьниками47
2.1 Организация и методика исследования47
2.2 Результаты исследования и их обсуждение59
2.3 Эффективность применения комплекса двигательно-интеллектуальных игр в процессе занятий хоккеем у младших школьников70
Заключение74
Список литературы77
Список литературы
1. Аляева, Ю.В. Развитие физических качеств у школьников младших классов с применением подвижных игр / Ю.В. Аляева, Т.А. Басарыгина // Экологическая безопасность, здоровье и образование : сборник научных трудов X Всероссийской (очно-заочной) научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. – 2017. – С. 10–13.
2. Арнольди, А. Игры и занятия детей / А. Арнольди // Ребенок в детском саду. – 2012. – № 5. – С. 49–54.
3. Блонский, П.П. Психология младшего школьника : избранные псих. труды / П.П. Блонский ; под ред. А.И. Липкиной, Т.Д. Марцинковской ; Академия педагогических и соц. наук, Московский психолого.-соц. институт. – М. : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 2017. – 574 с.
4. Бузарова, Е.А. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Е.А. Бузарова, Т.Н. Четыз // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2017. – № 3. – С. 338–353.
5. Бутурлина, Т. Хоккей и его родственники / Т. Бутурлина // Спорт в школе : метод. газ. для учителей физкультуры и тренеров. – 2020. – № 6. – С. 21–28.
6. Величко, Е.Н. Физическая культура младших школьников как педагогическая проблема / Е.Н. Величко, В.А. Востриков // Среднее профессиональное образование. – 2013. – № 8. – С. 10–12.
7. Возрастная психология : детство, отрочество, юность : хрестоматия / сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М. : Академия, 2021. – 624 с.
8. Волков, Б.С. Психология младшего школьника / Б.С. Волков ; Моск. гос. обл. ун-т. – М. : Академический Проект ; М. : Альма Матер, 2015. – 206 с.
9. Все о младшем школьнике / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 399 с.
10. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М. : Смысл, 2013. – 1136 с.
11. Глазырина, Л.Д. Методика преподавания физической культуры / Л.Д. Глазырина, Т.А. Лопатик. – М. : Владос, 2013. – 208 с.
12. Грецов, А.Г. Детская игра – главный способ освоения мира / А.Г. Грецов // Психолог в детском саду. – 2019. – № 2. – С. 4–22.
13. Губанова, Н.Ю. Подвижные игры дидактической направленности и общеобразовательные предметы / Н.Ю. Губанова // Начальная школа плюс до и после : ежемес. науч.-метод. и психол.-пед. журн. – 2016. – № 1. – C. 12–14.
14. Гуровец, Г.В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей / Г.В. Гуровец. – М. : ВЛАДОС, 2013. – 431 с.
15. Давыдов, В.В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка : содержание и структура учебной деятельности / В.В. Давыдов // Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М. : Академия, 2021. – С. 91–94.
16. Детские подвижные игры / Н.К. Полещук и др. ; под ред. Е.В. Конеевой. – Ростов н/Д : Феникс, 2016. – 251 с.
17. Дробинская, А.О. Анатомия и возрастная физиология / А.О. Дробинская. – М. : Юрайт, 2012. – 527 с.
18. Евсеев, Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. – 7-е изд., испр. и доп. – Ростов н/Д. : Феникс, 2011. – 445 с.
19. Егоров, В.К. Хоккей с шайбой / В.К. Егоров, А.Н. Новокрещенов. – М. : Физкультура и спорт, 2013. – 176 с.
20. Жуков, М.Н. Подвижные игры / М.Н. Жуков. – М. : Академия, 2002. – 157 с.
21. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания / Е.П. Ильин. – М. : Просвещение, 2017. – 287 с.
22. Карабут, Р.В. Технология применения подвижных игр / Р.В. Карабут // Физическая культура в школе. – 2017. – № 4. – С. 41–47.
23. Карелин, М.А. Анализ подвижных игр, используемых в двигательной деятельности младших школьников / М.А. Карелин, Е.В. Мельник // Наука – образованию, производству, экономике : материалы ХХ (67) Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов: в 2 томах. – Витебск, 2015. – с. 347–348.
24. Кобяков, Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни / Ю.П. Кобяков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2012. – 253 с.
25. Кожухова, Н.Н. Методика физического воспитания и развития ребенка / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова ; под ред. С.А. Козловой. – М. : Академия, 2018. – 350 с.
26. Коменский, Я.А. Великая дидактика / Я.А. Коменский // Введение в психологический анализ учебно-воспитательного процесса : хрестоматия / сост. В.А. Гуружапов. – М. : АНО ПЭБ, 2018. – С. 7–40.
27. Конаныхина, О.М. Развитие двигательной активности младших школьников через подвижные игры : как повысить мотивацию двигательной активной детей / О.М. Конаныхина // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2020. – № 2. – С. 54–56.
28. Костарева, Н.В. Развитие физических качеств младших школьников с помощью подвижных игр на уроке физической культуры в школе / Н.В. Костарева // Вестник научных конференций. – 2020. – № 3-2 (55). – С. 98–99.
29. Красноперова, Н.А. Возрастная анатомия и физиология / Н.А. Красноперова. – М. : ВЛАДОС, 2012. – 214 с.
30. Кузнецов, В.С. Теория и методика физической культуры / В.С. Кузнецов. – М. : Академия, 2012. – 410 с.
31. Кузнецов, В.С. Физические упражнения и подвижные игры / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2015. – 150 с.
32. Кулагина, И.Ю. Младшие школьники. Особенности развития / И.Ю. Кулагина. – М. : Эксмо, 2019. – 176 с.
33. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев. – М. : Смысл, 2019. – 423 с.
34. Лысова, Н.Ф. Анатомия и физиология человека / Н.Ф. Лысова, Г.А. Корощенко, С.Р. Савина. – Новосибирск : АРТА, 2011. – 271 с.
35. Марсунова, С.Н. Подвижные игры в физическом воспитании младших школьников / С.Н. Марсунова, А.Д. Ондар, А.Э. Дорджиев // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2017. – Т. 1. – № 2. – С. 55–58.
36. Матвеев, А.П. Методика физического воспитания в начальной школе / А.П. Матвеев. – М. : Владос-Пресс, 2013. – 248 с.
37. Михно, Л.В. Профессионализм игрока и тренера в хоккее / Л.В. Михно ; Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. – СПБ. СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2018. – 51 с.
Четкая последовательность и взаимосвязь средств и методов обучения создается оптимальное условие для формирования двигательных действий. С детьми дошкольного возраста следует начинать разучивать элементы хоккея специально созданных условиях (вне игры) на месте, для чего подбираются легкие упражнения, которые имеют существенное сходство с основным изучаемым действием, но является более простыми и более легкими. После овладения основными элементами изучаемого действия осуществляется углубленное разучивание. На данном этапе обучения отрабатывается точность выполнения движений с шайбой, исправляются имеющиеся ошибки, формируется правильное ощущение навыка в целом. Здесь можно применять упражнения с элементами соревнования, направленные на точность выполнения движения, некоторые подвижные игры. Упражнения с элементами соревнования создают особый динамический и эмоциональный