Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами речевого этикета как условие формирования культуры общения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы состоит в том, что в последние годы наблюдается существенное снижение уровня сформированности у детей и подростков этикетной речи. Речевой этикет представляет собой регулирующие правила речевого поведения, систему таких национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, которые приняты и предписаны обществом с целью установления контактов собеседников, а также поддержания и прерывания контакта выбранной тональности. Соблюдение речевого этикета – это основа культуры общения. Грамотное использование этикетной речи способствует установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в вежливой тональности, облегчает взаимопонимание между людьми.
В соответствии с ФГОС ДО содержание образовательной области «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» направлено на достижение целей взаимодействия с окружающими людьми: развитие свободного общения со взрослыми и детьми ;развитие всех компонентов устрой речи детей
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ ЭТИКЕТНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………6
Понятие «культура общения» и «речевой этикет» в лингвистической литературе………………………………………………………………….6
Особенности формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………....10
Состояние изучаемой проблемы в теории и практике дошкольного образования…………………………………………………………………….14
Выводы 1 главе…………………………………………………………………19
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………….21
2.1. Определение уровня культуры общения у старших дошкольников….21
2.2. Педагогические условия воспитания культуры общения у старших дошкольников в процессе ознакомления с правилами этикета........................30
2.3. Результаты экспериментального исследования………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..…………………..........42ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..45
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………….49
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………….53
ПРИЛОЖЕНИЕ 3……………………………………………………………….57
1. Акишина, А. А. Русский речевой этикет [Текст] / А. А. Акишина, Н. И. Формановская. – М. : Русский язык, 1978. – 186 с.
2. Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры дошкольниками [Текст] / Е. А. Алябьева. – М. : Просвещение, 2003. – 250 с.
3. Анисимова, И. М. Хорошие манеры для детей [Текст] / И. М. Анисимова. – М. : Аквариум ; СПб. : Дельта, 1996 . – 352 с.
4. Арушанова, А. Г., Юртайкина, Т. М. Формы организованного обучения родному языку и развитие речи дошкольников [Текст] // Программы речевого развития дошкольников и младших школьников / Под ред. А. М. Шахнаровича. – 2013
5. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) [Электронный ресурс]. – URL: http://spiritual_culture.academic.ru/ Дата обращения: 25.03.2017).
6. Белашова, Л. А. Педагогические условия формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста [Текст] : Дис. ... канд. пед.
наук : 13.00.01 / Л. А. Белашова. – Москва, 2004. – 189 c.
7. Беседы на этические темы [Текст] // Дошкольное воспитание. –
2007. – №3. – С. 25-30.
8. Библер, В. С. От наука учения к логике культуры [Текст] В. С. Библер. – М. : Политиздат, 1991. – 414 с.
9. Богин, Г. И. Современная лингводидактика [Текст] : учеб. пособие / Г. И. Богин. – Калинин : Изд-во КГУ, 2008. – 61 с.
10. Богуславская, Н. Е. Веселый этикет [Текст] / Н. Е. Богуславская, Н. А. Купина. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 231 с.
11. Бондаревская, Е. В. Концепция личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория [Текст] / Е. В. Бондаревская Школа духовности. – 2009. – №5. – С. 41-52..
12. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 1981. – 256 с.
13. Воспитывать тактичного собеседника [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2005. – №8. – С. 12-15.
14. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] // Собр. соч. в 6-ти томах / Л. С. Выготский. – Т. 2. – М. : Просвещение, 2014. – С. 6-361.
15. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – М .: АПН РСФСР, 1961. – 417 с.
16. Генинг, М. Г. Обучение дошкольников правильной речи [Текст] / М. Г. Генинг, Н. А. Герман. – Чебоксары : Академия, 2010. – 216 с.
17. Карпова, С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников [Текст] / С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 142с.
18. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений. [Электронный ресурс]. Издательский центр «Академия», 2000. 176 с. URL: http://didacts.ru/slovari/pedagogicheskii-slovar.html (Дата обращения:
20.02.2017)
19. Коломинский, Я.T. Психология общения [Текст] / Я.T. Коломинский. – М.: Знание, 2012. – 96 с.
20. Коменский, Я.А. Великая дидактика [Текст] // Избран, пед. соч. под рук. А. И; Пискунова. – М, 2013. – Т. I., с. 112, с. 89, гл. IX, п. 21, 18, 19..
21. Курочкина, И.Н. Этикет для детей и взрослых: уч. пособие для студентов высш. Пед. учеб. заведений [Текст] / И.Н. Курочкина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 256 с.
22. Леонтьев, А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания [Текст] /А.А. Леонтьев. – М.: Наука. 2011. – 397с.
23. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность. А.А. Леонтьев Просвещение, 2006 – 435с.
При этом затрагиваются и правила поведения зрителей в театре. Кроме того, вспоминаются и правила гостевого этикета: если в гости пришли родители, то их надо хорошо принять и развлечь.
Значение традиционных народных игр не только в том, что дети воспринимают исконно русскую речь, получают сведения из истории своего народа. Они также те народные обычаи и традиции, на которых основана народная культура базируется на народных обычаях и традициях.
На занятиях либо в свободное время с детьми проводятся и сюжетно-ролевые игры, к примеру, о профессиях. Например, выбрав профессию врача, можно обговорить с дошкольниками правила поведения в больнице, поликлинике, в аптеке, в кабинете доктора и др. При проведении занятий, а также в рамках других режимных моментов следует организовывать дидактические игры, главной целью которых является развитие ребенка.