Работа социального педагога по профилактике неадекватной самооценки подростков из неблагополучных семей
Введение
Актуальность темы исследования. Ситуация развития современного общества характеризуется как кризисная в социально-экономическом и социально-демографическом аспекте. В настоящее время, несмотря на оптимистические прогнозы государственной политики, имеет место падение уровня жизни многих россиян, а также значительное ослабление влияния социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей и подростков, прежде всего, института семьи. Наблюдается значительное увеличение, во-первых, числа семей так называемой «группы риска» и, во-вторых, количества социальных сирот и подростков с девиантным поведением. Эти дети, как правило, являются отторгнутыми семьей, обществом, государством. Такое отторжение обусловлено дезадаптацией родителей, потерей ими жизненных ориентиров, вызванными алкоголизмом, наркоманией, безработицей, родительской некомпетентностью.
Оглавление
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы неадекватной самооценки подростков из неблагополучных семей9
1.1. Проблема неадекватной самооценки подростков из неблагополучных семей в психолого-педагогической литературе9
1.2Особенности проявления неадекватной самооценки подростков из неблагополучных семей18
1.3 Возможности социально-педагогической профилактики неадекватной самооценки подростков из неблагополучных семей24
Выводы по главе 1.33
Глава 2. Работа социального педагога по профилактике неадекватной самооценки подростков из неблагополучных семей35
2.1. Изучение самооценки подростков из неблагополучных семей35
2.2. Программа работы социального педагога по профилактике неадекватной самооценки подростков из неблагополучных семей44
2.3.Динамика результатов исследования по итогам реализации программы54
Выводы по главе 259
Заключение61
Список использованной литературы и источников64
Приложения
Список использованной литературы и источников
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - 3-е изд. – СПб: Питер, 2016. – 282 с. – Текст: непосредственный
Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Андреева Г.М. - М. Аспект Пресс, 2017.— 363 с. . – Текст: непосредственный
Апетян М. К. Взаимосвязь самооценки и уровня развития мышления подростков / М.К. Апетян // Молодой ученый. - 2014. - № 1. - С. 622-624 . – Текст: непосредственный
Барская О.Л. Социальное самочувствие: методологические и методические проблемы исследований: Автореф. дисс. канд. философ.наук. / О.Л. Барская. - М., 1989. – 122 с. – Текст: непосредственный
Беличева, С.А. Сложный мир подростка / С.А. Беличева. – Свердловск: Средне-Уральск. книжное изд-во, 1984. – 129 с. – Текст: непосредственный
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание пер. с англ. / Р. Бернс. М.: Прогресс,1986. — 421 с. – Текст: непосредственный
Бондаренко, Н.Я. Роль самооценки в формировании личности подростка / Н.Я. Бондаренко // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2017. - №3. – С. 101-105 – Текст: непосредственный
Бороздина Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией / Л.В. Бороздина // Вестник Московского университета. - 2018. - № 1. - С. 54-65. – Текст: непосредственный
Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы / М.В. Буланова-Топоркова: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 544 с. – Текст: непосредственный
Валявко С. М. Современные исследования проблемы самооценки в зарубежной психологии / С.М. Валявко // Системная психология и социология. - 2016. - № 4. - С. 13-21. – Текст: непосредственный
Волкова, С.А. Анализ эмоционального и когнитивного компонентов самооценки качеств личности учащихся / С.А. Волкова // Актуальные проблемы психологического знания. – 2019. – № 3. – С. 63-64. – Текст: непосредственный
Глушко Л. А. Факторы формирования уверенности в себе у школьников
Прежде чем ребенок утвердится в своей самоценности, необходимо, чтобы первоначально это заметили и отметили значимые для него люди. Таковыми для него, в первую очередь, являются родители. Поэтому он оценивает себя так, как оценивает его они, переживает чувство вины, стыда за семью. Все это проявляется в виде недостаточного чувства собственного достоинства [7, с. 26]. Ребенок и особенно подросток нуждается в удовлетворении его стремления к самостоятельности, он хочет сохранить, упрочить и еще более выразить свою индивидуальность. Нередко это приводит к конфликтам с родителями [1, с. 112]. Система воспитания в такой семье заставляет ребенка поверить в то, что он в какой-то степени виноват в происходящем. Все это произошло потому, что он был недостаточно хорошим, совершил много ошибок. В конце концов он «заслуживает» все то плохое, что с ним приключается. Так постепенно утрачивается самоуважение, а вина взрослых переносится на себя.