Изучение особенностей межличностного взаимодействия в коллективе сверстников (на примере дошкольного, младшего школьного, подросткового возраста)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Взаимодействие между людьми, пожалуй, являются одним из важных компонентом для формирования личности на разных этапах онтогенеза. Важнее всего для нас являются этапы становления в детском возрасте – это дошкольный и школьный периоды, поскольку детство, с точки зрения возрастной, общей психологии и педагогики, является неотъемлемой частью для полноценного развития психоэмоционального состояния ребёнка.
Дошкольный возраст, по определению А.Н. Леонтьева, представляет собой период «первоначального фактического складывания» личности.[22]
Поэтому на этом этапе индивидуального развития у ребёнка начинают формироваться нравственные качества и чувства: развиваются эмпатийные и волевые характеристики, а также образуются копинг-стратегии и типы поведения для каждой определённой ситуации в жизни. Всё это происходит на раннем этапе индивидуального развития детского возраста.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ4
ГЛАВА I. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ8
1.1.Особенности формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста8
1.2.Особенности развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста12
1.3.Психические особенности подросткового возраста и их влияние на межличностное взаимодействие15
Вывод по главе 118
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ19
2.1.Исследование межличностных отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста19
2.2.Экспериментальное исследование межличностных отношений младших школьников со сверстниками29
2.3.Экспериментальное исследование межличностных отношений подростков34
Вывод по главе 241
ГЛАВА III. КОМПЛЕКС ИГР И МЕРОПРИЯТИЙ, ФОРМИРУЮЩИЕ НАВИКИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ423.1.Комплекс игр и упражнений, направленный на формирование общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками42
3.2.Комплекс игр, направленных на развитие коммуникативных умений среди сверстников младших школьников 46
3.3. Комплекс мероприятий, направленный на формирование навыков межличностного взаимодействия в подростковом коллективе49
Вывод по главе 352
ЗАКЛЮЧЕНИЕ53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамова, Г.С. Возрастная психология : учебник и практикум для академического бакалавриата / Г.С. Абрамова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2016 — 811 с. — Серия : Авторский учебник
Акименко Е.А., Акименко Д.В. Сплоченность в коллективе: условия и факторы эффективного взаимодействия // 2019
Андреев А.М. Девиантное поведение подростков и молодежи: причины, особенности и меры предупреждения // Вестник Российского государственного торговоэкономического университета. 2017. № 4. С. 120-125.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. 3-е изд. М.: Просвещение, 2019. 159 с.
Бабаевой Т.И. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник [Текст]: Под ред. Т.И Бабаевой, З.А. Михайловой. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.-192 с.
Байбородова, Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе/ Л.В. Байбородова. – М.: «Просвещение» – 2017. – С.165-166.
Белкина, В. Н. Психологические аспекты взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками в контексте современных требований к дошкольному образованию [Текст] // Ярославский педагогический вестник. Том II (Психолого-педагогические науки). – 2018–№ 1
Бакулина Е.А., Рубцова Н.Н., Виноградов В.В. Влияние ученического коллектива на формирование личности в младшем школьном возрасте // 2017 №1.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. М.А. Васильевой, Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. – Москва : Мозаика Синтез, 2019.
Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] /Л. С. Выготский. – М.: Издательство Юрайт., 2017. - 200 с.
Выготский, Л.С. Психология детского возраста (1930) Л.С. Выготский. - М.: Эксмопресс, 2017. – 1008 с
Гришанова, И.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников / И.А. Гришанова. – М.: П
Благодаря общению ребенок формирует свои социальные качества и учится взаимодействовать с коллективом во внеклассных совместных мероприятиях.
Основными мотивами выбора являются игра, труд и мораль. Успешным фактором, помогающим сформировать команду и коллективные отношения, являются дополнительные совместные мероприятия.
Но подростковый возраст - не из легких, потому что это важный период формирования личности. Это переход от детства к взрослой жизни. Были качественно реорганизованы все аспекты развития, сформированы новые формации и становления, заложен фундамент для сознательного поведения, сформированы социальные установки. Этот процесс трансформации определяет все основные личностные характеристики детей-подростков. Формирование личности в будущем зависит от того, как будет развиваться межличностное взаимодействие подростков.