Проблема роли личности и народных масс в истории при изучении социальных революций в школьном курсе истории и обществознания на основе анализа исторических источников личного происхождения
Введение
Актуальность. Вопрос о личности в историческом процессе с древних времен до настоящего времени остается актуальным. Века и поколения сменяют друг друга, и на историческую арену выходят новые влиятельные личности, изменяющие ход истории цивилизаций. Мы далеки сегодня от убеждения тотальности течения исторического процесса.
В современной мировой исторической и философской науке уже сформировалась предпосылка синтеза всех наиболее известных позиций мировых исследователей в обобщенный, объективный, исторический «взгляд сверху» с высоты независящего ни от какого времени мнения. Этот взгляд помогает видеть историю, как процесс появления и угасания гениев и тиранов, агрессоров и освободителей, людей разных сословий, классов и народов и цивилизаций, одинаково интересных и влиятельных людей, которые каждый по-своему сформировал свое время таким, каким оно сформировало их. И эта история личностей, жизней, судеб ближе к сердцу растущего любознательного ребенка, понятнее и требовательно
Содержание
Введение3
Глава 1. Роль личности и народных масс в истории11
1.1 Проблема роли личности в истории11
1.2 Народные массы как движущая сила социальных революций24
Глава 2. Источники личного происхождения32
2.1 Источники личного происхождения как носитель исторической информации32
2.2 Классификация источников личного происхождения38
Глава 3. Методологические особенности практической реализации анализа источников личного происхождения для рассмотрения проблемы роли личности и народных масс в истории при изучении социальных революций в школьном курсе истории и обществознания49
3.1. Основные методологический принципы реализации анализа источников личного происхождения обучающимися49
3.2. Обобщение практического опыта анализа источников личного происхождения для рассмотрения проблемы роли личности и народных масс в истории при изучении социальных революций в школьном курсе истории и обществознания54
Заключение70
Список источников и литературы72
Приложение ..79
Список источников и литературы
Источники
Ерохина М.С. Историческая личность: современные методики изучения / М.С. Ерохина // Преподавание истории в школе. – М.: ПИШ, 1996. – №6. С.50-52.
Ерохина М.С. «Историческая личность: современная методика изучения»// Преподавание истории в школе. – 1996г.- №7. С. 33-49
Изотов И.В. Изучения исторических персоналий на уроках истории / И. В. Изотов // Молодой ученый. – 2013. – №9. – С. 315-317.
Историко-культурный стандарт / Электронный ресурс // Министерство образования и науки РФ: официальный сайт. URL:https://spadilo.ru/wpи– content/uploads/2019/07/ Историкои– культурный– стандарт.pdf (дата обращения: 09.03.2023).
Лабриола А. 1960. Очерки материалистического понимания истории. М.: Наука.С-120-180
Личность в истории: современные подходы. История и современность 1: 3-40.
Мезин С. А. 2003. Взгляд из Европы: французские авторы XVIII века о Петре I. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та.С-454
Мелье Ж. Завещание. – М., 1937. – С. 320.
Мыскин В.А. Изучение личности исторического деятеля / В.А Мыс-кин // Преподавание истории в школе. – М.: ПИШ, 1991. – № 4. – С. 145.
О роли личности в истории. Вестник РАН 78(1): 42-47.
Плеханов Г. В., К вопросу о роли личности в истории // История России. – 2009. − № 12. – С. 25- 36.
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N413 (ред. от29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюсте России 07.06.2012 N24480) // Консультант Плюс: справ. Правовая система.–URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_131131/ (дата обращения:09.03.2023).
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897(ред. От 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // Гарант: справ. правовая система. – URL: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 09.03.2023).
Приказ об утверждении профессионально
Чем более организованы массы, чем выше степень их сознательности, понимания коренных интересов, целей, тем большую силу они представляют. А это понимание коренных интересов дается идеологами классов, вождями, партией.
Отвергая идеалистический вымысел о том, будто выдающиеся личности могут по своему произволу творить историю, исторический материализм признает не только огромное значение творческой революционной энергии масс, но и инициативы отдельных личностей, выдающихся деятелей, организаций, партий, умеющих связаться с передовым классом, с массами, внести в них сознательность, указать им правильный путь борьбы, помочь им организоваться.
Глава 2. Источники личного происхождения2.1 Источники личного происхождения как носитель исторической информацииИсточники личного происхождения представляют особую группу носителей сведений о прошлом. Как письменные источники они выделены по признаку