Логопедическая работа по преодолению оптической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи

Скачать хорошую дипломную работу на тему: Логопедическая работа по преодолению оптической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи. В работе рассматривается комплекс коррекционно-развивающих занятий как средство логопедической работы по устранению оптической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Author image
Fadis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
26.08.2024
Объем файла
421 Кб
Количество страниц
51
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1840 руб.
2300 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Особый интерес к изучению дисграфии связан с тем, что она является специфическим расстройством речевой деятельности у детей и, одновременно, нарушением усвоения и функционирования одного из важнейших школьных навыков – письма. Наличие дисграфии препятствует овладению детьми письменной речью как особой формы речи, своеобразным средством общения и обобщения своего опыта, освоение которого связано с качественными изменениями интеллектуальной, эмоциональной, волевой и других сфер личности обучающегося.
Актуальность темы данной работы определяется в том, что в настоящее время нарушение письменной речи является наиболее распространённой формой речевой патологии у детей младшего школьного возраста, по данным разных исследований, именно дисграфия является причиной неуспеваемости 30% учеников младших классов. Сегодня трудности овладения навыком письма связано не только с недоразвитием устной речи, но и с несформированностью ряда гностических и моторных функций. 

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПИСЬМА И ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ7
1.1 Развитие письменной речи в онтогенезе и предпосылки ее формирования7
1.2 Психоречевые особенности младших школьников с общим недоразвитием речи9
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с оптической дисграфией14
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И НАВЫКА ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ21
2.1 Организация и обзор диагностических методик исследования сформированности оптико-пространственных представлений и навыка письма у младших школьников с общим недоразвитием речи21
2.2 Анализ результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментальной работы по исследованию сформированности навыка письма и оптико-пространственных представлений у младших школьников с общим недоразвитием речи22
2.3 Организация и содержание логопедической работы по развитию оптико-пространственных представлений и коррекции навыка письма у младших школьников с общим недоразвитием речи35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ43

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ахутина Т. В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Т. В. Ахутина, О. Б. Иншакова. – Москва: В. Секачев, 2008. – 128 с.
Ахутина Т. В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы ее коррекции / Т. В. Ахутина, Э. В. Золоторева // Школа здоровья. – 1997. – No3. – С.28-36.
Багрий К.Р. Развитие оптико-пространственных представлений у младших школьников с оптической дисграфией / К. Р. Багрий, С. Г. Лещенко // Наука, образование и культура. – 2018. – С. 71 – 73.
Бетелева Т. Г. Развитие оптико-пространственных функций в онтогенезе / Т. Г. Бетелева Н. Г Манелис // Школа здоровья. – 1997. – No4. – С.15-28.
Борисова, Ю.В. Симптоматика и механизмы нарушения речи у детей с оптической дисграфией и дислексией / Ю. В. Борисова // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. - С. 71 – 79.
Букова Т.В. Проявления оптической дисграфии / Т. В. Букова, Е. В. Резникова // В мире науки и инноваций (сборник статей). – 2017. – С. 29 – 31.
Величенкова О. А. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников / О. А. Величенкова, М. Н. Русецкая; – Москва: Национальный книжный центр, 2015. – 391 с.
Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Л. В. Венедиктова; – Санкт-Петербург: Издательство «СОЮЗ», 2003. – 203 с.
Волкова Л. С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений. / Л. С. Волкова. – Москва: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 703 с.
Галкина О. И. Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/razvitie-prostranstvennykh-predstavlenii-mladshikh-shkolnikov-
Елецкая О. В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: формирование представлений о пространстве и времени: метод. пособие / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. – Санкт-Петербур

В. Ахутина [2], говорят о тесной взаимосвязи трудностей письма у младших школьников с несформированностью невербальных форм психических процессов, так одной из которых является оптико-пространственное восприятие.
Оптическую дисграфию можно представить разными нарушениями:
В первую очередь как искаженность в воспроизведении букв при написании. Также мы можем наблюдать замены и смешения графически сходных букв, чаще всего букв, отличающихся одним элементом (п-т, л-м, и-ш), или букв с одинаковыми или сходными элементами, но различно расположенных в пространстве (б-д, э-с).
Авторы, изучающие письменную речь детей различают два вида оптической дисграфии:
1. Латеральная (при данном виде наблюдаются трудности воспроизведения изолированных букв, происходит нарушение узнавания и воспроизведения даже отдельно стоящих букв);
2. Вербальная (здесь отмечается воспроизведение изолированных букв сохранно, но при написании слов отмечаются искажения букв, замены и смешения графически