Лексика эмоционального состояния и эмоционального отношения в драматургии Максима Горького при изучении лексической парадигматики в школе

Скачать хорошую дипломную работу на тему: Лексика эмоционального состояния и эмоционального отношения в драматургии Максима Горького при изучении лексической парадигматики в школе. В работе рассматриваются функции лексики эмоционального состояния и эмоционального отношения в пьесе Максима Горького «На дне».
Author image
Fadis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
26.08.2024
Объем файла
315 Кб
Количество страниц
53
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1680 руб.
2100 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Языковеды уже давно интересуются вопросом соответствия языковых единиц и выражаемых людьми эмоций. С середины двадцатого века в зарубежной и отечественной лингвистике появились первые труды о методах отражения эмоций в речи. Область лингвистики, в рамках которой исследуется вопрос о классификации эмоций и способах их выражения в современной научной литературе носит название «лингвистика эмоций». Лексика, для которой характерно значение эмоциональности обозначается термином «эмотивная», соответственно единицы данной лексики определяются как «эмотивы», которые выполняют в речи две основные функции — эмоциональное самовыражение субъекта и эмоциональное воздействие на другого.
Эмоция давно существует как вид коммуникации и приобретает все большую значимость, что находит отражение в современном языке, а именно в текстах различных функциональных стилей, она проникает в общественно-политический стиль речи и в бытовое общение. Данная тенденция убеждает языковедов в необходимости

Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА I. Теоретические основы исследования категории эмотивности. 6
1.1 Взаимосвязь эмоций и языка. Эмотиология.6
1.2 Языковые средства выражения эмоций.18
1.3 Классификации эмотивной лексики.23 Выводы по главе I27
ГЛАВА II. Эмотивная лексика в драматургии Максима Горького.28
2.1 Горький-драматург. Типы лексики эмоционального отношения и состояния в пьесе "На дне"28
2.2 Функции эмотивной лексики в пьесе45
Выводы по главе II
ГЛАВА III. Лексическая парадигматика в аспекте преподавания в школе49
3.1 Вопрос парадигматического структурного значения и преподавания этой темы в школе49
3.2 Цикл заданий «Парадигматические отношения в лексико-семантической группе слов, выражающих эмоции»51
Выводы по главе III
ЗАКЛЮЧЕНИЕ55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ58

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка // Апресян Ю.Д. Избранные труды. - М.: Языки русской культуры, 1995 Т.1. – 742 с.
Бабаева Е.В. Лексическое значение слова как способ выражения культурно-языкового концепта // Языковая личность: культурные концепты. – Волгоград - Архангельск: Перемена, 1996 - С. 25-33.
Бабенко Л.Г. Эмотивная лексика в структуре предложения // Классы слов в синтагматическом аспекте. - Свердловск: Изд-во Уральского гос. универ., 1988 - С. 145-156.
Бабенко Л.Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке. - Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1989 - 184 с.
Балухатый С. «Мещане» М. Горького. Литературная и сценическая история. Материалы и исследования / Общ. ред. — М.; Л.: ВТО, 1941
Белошапкова В.А. Современный русский язык / Под ред. 2-е изд. М.,1989
Брагина Н.Г. Имена чувств и их лексические коллокации в контексте культуры // Семантика языковых единиц. Ч. 2 Фразеологическая семантика. Словообразовательная семантика: Доклады конференции. - М.: Альфа, 1994 – С. 7-10.
Васильев Л.М. Семантические классы глаголов чувства, мысли, речи // Очерки по семантике русского глагола. - Уфа, 1981 – 184 с.
Галкина-Федорук Е.М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке // Сб. статей по языкознанию. – М., 1958. – С. 103–124.
Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. - Л., 1986 – 192 с.
Городникова М.Д. Ономасиологические словари как источник изучения экспрессивной лексики и фразеологии // Вопросы романогерманской и славянской лексикографии. – Минск, 1976. – С. 35–45.
Горький М. Рассказы. Очерки. Воспоминания. Пьесы. «Библиотека Всемирной литературы», М.: Художественная литература, 1975.
Горький М. Собрание сочинений в тридцати томах. Том 6. Пьесы 1901-1906
Григорьева А.Д. Об основном словарном фонде и словарном составе русского языка. – М., 1953. – 68 с.
Демидова К.И., Зуева Т.А. Современный русский литературный язык: Учебное посо


3. синтаксические повторы. Например: «Человек призван любить, любить, чего бы это не стоило!»
4. риторические восклицания. Например: «Пусть печали обойдут нас стороной!»
В художественном тексте используются все вышеперечисленные средства: и интонационные, и морфологические, и синтаксические, и стилистические, и лексические, но ведущая роль в раскрытии эмоциональных состояний героев принадлежит именно последним, поскольку они помогают воплотить личную авторскую концепцию произведения и его представления об эмоциональном мире человека.
1.3 Классификации эмотивной лексики.
Изначально попытка классификации была направлена на сами эмоции и, соответственно, лексемы, которые их называют. Современные же ученые пришли к тому, что классифицировать следует не сами эмоции, а именно эмотивную лексику. Разберем основные направления классификации эмотивной лексики. Виктор Иванович Шаховский, советский и российский лингвис