Формирование иноязычной межкультурной компетенции учащихся на основе лингвострановедческого материала
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в каждой стране активно проводятся реформы в системе образования с целью улучшения ее качества. Важным аспектом этих реформ является совершенствование учебной и воспитательной деятельности в образовательных учреждениях. Одной из приоритетных целей государственной политики в области образования является развитие иноязычной межкультурной компетенции учащихся.
Современная общеобразовательная школа должна способствовать формированию учащихся целостной системы универсальных знаний, умений и навыков. Важным компонентом этой системы являются самостоятельная деятельность и личная ответственность учащихся - ключевые компетенции, определяющие качество образования в настоящее время.
В современной методике преподавания иностранного языка большое значение придается лингвострановедению.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
ГЛAВA I. Теоретические аспекты формирования иноязычной межкультурной компетенции………………………………………………….5
1.1. Понятие иноязычной межкультурной компетенции, ее виды..……….. 5
1.2. Принципы формирования иноязычной межкультурной компетенции обучающихся средней школы на основе лингвострановедческого материала……………..…………………………………………………………
Выводы по первой главе………………………………………………………..
ГЛAВA II. Методика применения лингвострановедческого материала на уроках по иностранному языку в средней школе…………………………….
2.1. Формы и методы работы с лингвострановедческими материалами …………….……………………………….……………………………………
2.2. Методическая рекомендация по использованию лингвострановедческого материала на уроках по иностранному языку в средней школе………………………………. ………………………………..
Выводы по второй главе ………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………
1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – Икар, 2009. - 448 с.
2. Алмазова, Н.И. Кросс-культурная составляющая иноязычной коммуникации: когнитивный и дидактический аспекты / Н.И. Алмазова. – СПб.: Наука, 2003.
3. Астафурова, Т.Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессионально-значимых ситуациях межкультурного общения (лингвистический и дидактический аспекты): автореф. дис. д-ра пед. наук /Астафурова Т.Н. – 1997. – 41 с.
4. Бабанский, Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1983. - 608 с. 146
5. Бабайлова, А. Э. Текст как продукт, средство и объект коммуникации при обучении неродному языку / А.Э. Бабайлова. - Саратов: Саратовский университет, 1987. - 151 с.
6. Босова, Л.М. Социолингводидактические аспекты формирования межкультурной компетенции [Электронный ресурс] / Л.М. Басова – Режим доступа: http://elib.altstu.ru/elib/books/Files/pa2000_4/pages/39/Pap39. html
7. Барышников, Н.В. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе / Н.В. Барышников // ИЯШ. – 2002. – № 2. – С. 28–32.
8. Баранов, А.Г. Языковое сознание в условиях двуязычия, многоязычия. Психолингвистика и межкультурное взаимопонимание / А.Г. Баранов, Т.С. Щербина. – М.: 1991.
9. Беспалько, В.П. Теория учебника: дидактический аспект / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1988. – 160 с.
10. Библер, В.С. Культура. Диалог культур: опыт определения / В.С. Библер // Вопросы философии. – 1989. – № 6. – С. 31–43.
11. Бим, И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе / И.Л. Бим. – М.: Просвещение, 1988. – 358 с.
12. Васильева, Н.Н. Межкультурная компетенция. Стратегии и техники ее достижения [Электронный ресурс] / Н.Н. Васильева. Режим доступа:http://rspu.edu.ru/university/publish/journal/lexicography/conference/vasilie va% 20N.ht
13. Верещагин, Е.М. Язык и культура / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. – М.: 1993.
Однако существует разница в подходах к трактовке данного понятия. Содержательная сторона коммуникативной компетентности была раскрыта Ван Эком в 1975 г. на основе спецификаций Совета Европы. Коммуникативная компетенция в соответствии с концепцией, предложенной им, включает следующие составляющие: Лингвистическая компетенция – сформированные навыки оперирования языковыми средствами общения на основе знаний о системе изучаемого языка - является основным компонентом коммуникативной компетенции.
Социолингвистическая компетенция состоит в знаниях, навыках и умениях осуществлять общение (вербальное и невербальное) с представителями другого лингво-социума, учитывая его национально-культурные особенности. Дискурсивная, или речевая, компетенция подразумевает коммуникативные умения и навыки по организации и успешной реализации речевой деятельности, при учете и планировании своего речевого/неречевого поведения.