Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения решению текстовых задач
ВВЕДЕНИЕ
Система образования отказывается от традиционных результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Педагогу необходимо в процессе обучения воспитать личность, которая занимает активную жизненную позицию, умеет решать различные проблемы. Наиболее эффективным обучение становится тогда, когда учитель не просто сообщает ученикам учебный материал, а взаимодействует с ним, предоставляя ребенку возможность самому определять пути достижения той или иной цели. Сегодня просто необходимо воспитывать разностороннюю личность, готовую к реальной жизни.
Обучение в современной школе становится неким процессом взаимодействия учеников между собой и с учителем.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ……………………………………………………….. 6
Сущность формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников …………………………………………………………………………………. 6
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения решению текстовых задач……………………………………………………….……… 12
Выводы по первой главе……………………………………………………… 18
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕТВЕРТОГО КЛАССА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ…………………………. 19
2.1. Разработка технологических карт уроков математики для формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся четвертого класса в процессе обучения решению текстовых задач ………………………………………………………………19
2.2. Описание результатов апробации технологических карт уроков математики для формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся четвертого класса в процессе обучения решению текстовых задач ………………………………………50
Выводы по второй главе……………………………………………………… 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………. 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2019. ‒ 448 с.
2. Аксенова Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов/ Н.И. Аксенова. ‒ СПб.: Реноме, 2019. ‒ 142 с.
3. Аксютичева А.Е. Формирование коммуникативных УУД на уроках в начальной школе /А.Е. Аксютичева // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, 2018. ‒ С. 125‒ 128.
4. Ананьев Б.Г. О проблемах современногочеловекознания / Б.Г. Ананьев. ‒ СПб.: Питер, 2021. ‒ 272 с.
5. Апетян М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М.К. Апетян // Молодой ученый, 2018. ‒ №14. ‒ С. 243‒ 244.
6. Апполонова Н.В. Проблемный диалог на уроках математики: через общение к коммуникативным УУД / Н.В. Апполонова // Современные проблемы естественно-математического образования младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения сборник научных статей второй интернет-конференции. ЯГПУ им. К.Д. Ушинского; под науч. Ред. И.В. Налимовой, С.В. Жарова, 2015. ‒ С. 80‒ 86.
7. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. ‒ М.: Просвещение, 2018. ‒ 151 с. 61
8. Ахтырская Е.Н. Универсальные учебные действия в системе начального образования в рамках реализации ФГОС НОО / Е.Н. Ахтырская // Инновации в науке, 2016. ‒ № 9 (58). ‒ С. 67‒ 71.
9. Балакин Н.А. Проектная деятельность как одна из форм формирования коммуникативных УУД в начальной школе / Н.А. Балакина // Вестник науки и образования, 2018. ‒ № 1. ‒ С. 65‒ 70.
Далее учитель предлагает выполнить упражнение магический квадрат стр. 66 в парах. Дети читают текст, предложенный учителем, и отвечают на его вопросы.
- Нельзя.
- Потому что есть только условие, а вопроса нет.
Дети формулируют вопросы к задаче.
Сколько всего людей пришло на праздник из трех сел?
Сколько людей пришло на праздник из третьего села?
Сколько людей пришли на праздник из второго и третьего села?
Дети выполняют задание учителя, находя числа, пропущенные в квадрате. Решение текстовых задач.
Сложение трехзначных чисел.
Познавательные: анализ, синтез, обобщение, построение простых рассуждение на основе подводящей информации.
Коммуникативные: формулировать и аргументировать свою точку зрения. Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.